В Уржумском и Яранском уездах живет очень много черемис: в первом свыше 78 тыс., во втором свыше 56 тыс.; кроме того их немало (10 ½ тс.) в Малмыжском уеде и 7 ½ тс. В Елабужском. Во всей Вятской губернии черемис насчитывается 155 тс. Человек; в Казанской – еще более. Это финский народ, но он в глубокой древности заимствовал от своих соседей тюркский язык, которым говорит и теперь. В Вятской губ. живут т. наз луговые черемисы (в противоположность горным, на правой стороне Волги), которые очень мало подверглись обрусению.
Черемисы б.ч. среднего роста, слабого телосложения и сутуловаты. Небольшие подслеповатые глаза, широкий приплюснутый нос, желтоватый цвет кожи, скудная растительность на лице, - вот обычный тип черемисина, почти всегда вялого, флегматичного и неповоротливого. Я встречал среди черемис 14-летних мальчиков, которые по своему физическому развитию походили на 6-летних. Женщины не отличаются красотой, а в старости даже безобразны. В характере черемис можно отметить скрытность, хитрость, лукавство, настойчивость и терпение.
Редко можно встретить такую нацию, которая, при своей полу-дикости, отличалась бы столь сильно развитым национальным самосознанием и приверженности к своей народности. Боясь и гнушаясь всего русского, они говорят: «нашу веру кончат, нас кончат», а про свои языческие моления в лесу: если перестанем в лес ходить, то все околеем, все племя наше подохнет». Я всегда дивился черемисским женщинам, видя их работающими, под палящим июльским солнцем, в своем национальном костюме. На голове громадная и тяжелая сорока, прозванная русскими, за ее ширину, «лопаткою» (а другой половиной яранских черемис, носящих другой головной убор, род вышитого тюрика – «Никола Чудотворец»). ; ноги окутаны онучами настолько, что кажутся бревнами (толстые ноги – идеал черемис, по воззрениям черемис). Национальный цвет черемис белый; он имеет, кажется, связь с цветом березовой коры, священного дерева у черемис, вообще ужасно любящих лес. Я никогда не видал черемисина в красной рубашке, хотя некоторые из них (редко) начинают носить уже и пиджаки. Вышивка разными цветами очень широко применяется в черемисском костюме. Очень оригинален и красив черемисский пояс, одинаково мужской и женский; весь унизан разноцветными бусами, пуговками, медяшками и т.п.
Женщина у черемис не пользуется большим уважением. Не только мужья к женам, но и сыновья к матерям относятся с пренебрежением. Бездетная вдова возвращается в дом своего отца, и здесь всю жизнь играет роль подневольной, не имеющей ничего своего, работницы. Полный владыка и господин в доме – глава семьи. Риттих пишет о казанских черемисах, но это одинаково относится и к вятским: «К женам мужья и нередко сыновья относятся без особого уважения. Поэтому понятно, что рекрут, оставляя дом, почти открыто дает дозволение жене на сожительство с одним из родных. На вопрос: «Что, Марфа, скучаешь по мужу?» можно получить ответ: «Разве у нас мало и без него!» Вообще сожительство с другим не строго преследуется. Точно также женщины не имеют права принимать прямого участия в молениях».
Зеленин Д. К. Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904. | |
| |
Просмотров: 318 | | |
Всего комментариев: 0 | |