К вопросу о происхождении марийского народа. Переселение марийцев

На основании целого ряда доказательств можно полагать, что мари не являются первыми или древнейшими насельниками занимаемой ими теперь территории. Сама разбросанность пунктов поселений  современных мари среди разных народностей говорит о том, что процесс заселения ими своего настоящего местожительства совершился неодновременно, происходил в сложной  исторической обстановке и сопровождался целым рядом событий, имевших решающее значение в истории народа. Когда же расселились мари по данной территории, где они обитали раньше и что заставило их бросать одни насиженные места и переходить на новые?

Отдаленнейшее прошлое мари уходит в мрак седой старины. Об этом прошлом народа мы можем судить лишь по очень незначительному  количеству исторических памятников и летописных сведений. Несколько скудных и не вполне определенных летописных сказаний и свидетельства иноземных путешественников, часто передаваемые из вторых и третьих рук, - вот те источники, при помощи которых историческая наука пытается восстановить места древних поселений мари. Более богатый и, главное,  более объективный материал представляют не эти полулегендарные сказания, а данные археологии, антропологии и сравнительного языкознания…

Данные языка и археологии говорят, что значительно большая часть мари под натиском славянской колонизации снимается со своих мест и медленно отступает на восток и северо-восток, порой подолгу задерживаясь на той или другой территории. При этом можно видеть, что народ всюду дает одни и те же любимые и так много говорящие его сердцу названия рекам и поселенным местностям, т.е. места своих новых поселений на востоке и северо-востоке и вновь встречающиеся ему на пути реки он называет теми самыми именами, какие носили реки поселения в покинутой им стране.
Так, река Унжа встречается 4 раза: во Владимирской губ – лев. пр.Оки, в Костромской – лев. пр. Волги, в Маробласти – лев. пр. Волги и, наконец, в Вятской губ. – прав. пр. Пижмы; р.Шанерка (Сорога) – 3 раза: в Московской, Владимирской и Костромской гг.; селения Вараксино: в Ярославской, Московской 2, Костромской гг., Маробласти и Башреспублике; рч.Талка: в Владимирской, Вологодской, Нижегородской и Костромской гг. Подобные повторяющиеся названия рек, поселений и разн. урочищ, можно встретить в очень большом количестве.

 

Федор Егоров. Материалы по истории народа мари – Йошкар-Ола 2012 г., с.31-31

 

 

Марийская колонизация совершалась под напором русского наступления, которое стремительно направлялось с юга-запада к северо-востоку, сначала из бассейна Днепра в Верхнее Поволжье, затем из Волжско-Окского междуречья в Беломорский бассейн. Особенно усилилось это движение в 12 веке, когда русские прочно утвердились в Верхнем Поволжье. Необычайно быстрый прирост населения, свойственный молодой расе, оставлял далеко за собой медленный прирост жителей в таких местностях, которые были населены финскими народами с незапамятных времен, в течение нескольких тысячелетий. Баланс энергии, запаса жизненных сил и приспособляемости складывался неблагоприятно для одряхлевшей финской расы. В самом деле, если мы вспомним, что давно сошли с исторической сцены игравшие когда-то руководящую роль культурные народы – хетты, эгейцы, греки, римляне и т.д., которые уступили свое место более новым этническим формациям и расовым скрещиваниям, то не приходится удивляться и тому, что представители древнейшей расы в Восточной Европе – народы финского племени, еще более древние, чем греки и римляне, уступили с течением времени большую часть своей страны позднейшим пришельцам и утратили свое значение в экономической жизни Восточной Европы. Напротив, не покажется ли удивительным, что вотский, марийский и другие финские языки до сих пор звучат в живой речи в Волжско-Камском крае, тогда как их современники – древнегреческий и латинский давно уже исчезли из повседневного обихода и трансформировались в более новые образования; что хетты, эллины, римляне, скифы, сарматы перестали существовать в самосознании современных народов, тогда как финские народы до сих пор, как и во времена Геродота, живут в своих родных лесах и все еще пашут пашню на равнинах Восточной Европы.

М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятского края -Ижевск 2008 г., с.174-175

 

Категория: Марийцы | Добавил: Дмитрий (09.01.2022)
Просмотров: 53 | Теги: история марийского народа, происхождение народа мари | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar