Черемисы, чуваши и вотяки, суть особые три языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами своими простираются до 200 верст выше и ниже города Казани, по обе стороны реки Волги так, что черемисы по большей части жительство свое имеют на левом берегу помянутой реки, и к востоку по разным местам до Кунгурского уезда, а чуваши наибольше по правому берегу реки Волги; вотяки же имеют жилища свои от Волги в сторону, а именно в половине северной части Казанской губернии, т.е. около реки Вятки.
Во всех помянутых трех народах мужеской пол носит платье почти одинаковое, на подобие того, какое у русских мужиков бывает; одни токомо черемисы в том разнствуют, что празднишные их кафтаны вверху около шеи бывают с воротником, который назади на четверть аршина в низ висит, и что кафтаны с низу по обеим сторонам до поясницы прорезные. В женском платье есть большая разность; чего ради за потребно рассуждено, дабы их праздничную одежду сличишь с платьем Кунгурских и Уфимских татар, а с оного платья снять рисунки.
Во первых платье можно различить по летам мужеского и женского полу. Старухи и вдовы весьма редко в уборном платье ходят, а девки нос убору больше; более же всех замужние жены; при том же примечаешь надлежит разность меду повседневным и праздничным платьем.
Олеарий и по нем все прочие землеописатели, положившие различие между Нагорными и Луговыми Черемисами, и всех имеющих жительство по правой стороне Волги назвали Нагорными, а живущих по левой стороне оной же реки Луговыми Черемисами. Из давних лет и в самой России такое же разделение по обыкновению было, которое утверждается на разнобст. берегов реки Волги; ибо правой или западный берег по большей части высок и горист, того ради и называется Нагорный берег; а левой по низким местам прозван Луговым или Лужным. Но по такому разделению Чуваши с Черемисами смешиваются, ибо и на правом берегу реки Волги так же живет некоторое число черемис, хотя и весма мало, и токмо в одном Козьмодемьянском дикстрикте, которое столь малое место с противолежашею стороною, где они живут великим многолюдством, сравнить никак не можно.
… У всех трех вышепоказанных народов девки от баб в платье разнятся тем, что оне на головах носят особливый убор, такоже не смеют надевать черемисские Шурке и Ошлу, чувашские Гастар и Кошла, а вотяцкие Айшак; но вместо того носят на головах чепцы, с серебряными копейками, или таковыми ж оловянными бляшками укладенные, как то обыкновенно у Черемис и у Вотяков бывает, или покрываются токмо выстроченными платками, как у Чуваш носят. Женский убор надевают на девок при свадьбах в церемонии. Все вышеупомянутые народы больше синий и красный цвет в платье любят.
Черемисы, чуваши и вотяки по городам, или слободам, вместе с Русскими не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и чуваши живут без разбору, так что их по всем обстоятельствам почти за один народ почесть можно: одни вотяки так дики и грубы, что они ни с как другим народом дружеского обхождения иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.
Черемисские деревни очень малы, и по большей части состоят из двух токмо или трех дворов, а весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна от другой неподалеку…. Вотякские деревни по большей части состоят из 20, 30 и из 40 дворов, смотря по тому, сколько между дикими лесами под известное число дворов места будет, и сколько пропитания для себя и для скота найдется. У черемисов и у вотяков есть такое проявление: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни и хоромное строение переносят на другое место; а иные дворы оставляют и на старых местах, и отдавая оное охотникам в наем.
Помянутые три народа в языках между собой много разнятся. Черемисский язык имеет некоторое сходство с финским, а по жительству их близ Татар и Русских, есть в нем много татарских и небольшое число русских слов. Чувствуется большое сходство с татарским языком, а Вотяцкого много с черемисским, а по большей части с пермским. Каждый язык разделяется еще на два особливые диалекта или наречия. Черемисы, которые живут по правую сторону Волги и Кузмодемьянска, говорят иным наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по левую сторону, так что одни других в речах и разуметь не могут. Можно было бы думать, что в черемисском языке разность произошла может быть по близости от чувашского и мордовского языков; токмо то неправда, ибо оный язык особливое наречие…
Черемисы. По душевным дарованиям народов сих такоже хвалить можно. У них разум весьма туп, и к томуже крайние невежи, и к порокам весьма склонны. Они не знают ничего о честности и добродетели, такоже и о внутреннем естественном законе, коме того, чему с принуждения научены будут. Ежели один другого или кого из соседственных народов обмануть захочет, тот ни одного не упускает случая, и при том весьма склонны к воровству, однакож не с довольною осторожностью; ибо почти всегда в том явно попадаются. Некоторые из них ходят на разбой, которому несколько во оправдание служит то, что нищета их к тому, как зима голодных волков принуждает. В одном токмо Кунгурском уезде черемисы нарочито достаточны.
Они почти все, как мужчины, так и женщины, к пьянству склонны. Вот наипаче имеют к тому хороший случай по тому, что они при завоевании их земли от великого Царя Ивана Васильевича 2го получили вольность, сидеть в своих деревнях. Вино, что у черемис и у чувашей весьма редко бывает; но вместо того умеют они варить пива и меды столь крепкие, что они от сего питья также мог быть пьяны, как и с вина.
Лицем Черемисы, Чуваши и Вотяки таковы, что их между прочими соседствующими народами весма легко распознать можно. Черемисы и Чуваши многие походят на Татар, а разнствуют токмо тем, что они суше… А вот по их внешнему виду можно сравнить с Чухонцами. У Чухонцев волосы на голове и бороды по большей части темноватые, а у Чуваш напротив того почти у всех желтые или рыжие. Они все ходят с бородами, и бороды у них не широки, но продолжаются клином. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко; и сие они делают не по обязательству своего закона, но токмо по обыкновению восточных народов. Черемисы и Чуваши росту среднего, а между вотяками больше мелких, нежели крупных. Вотячки почти все имеют малые и быстрые глаза, что их невоздержанностью от питья приписать можно. Черемисы ж красотой других превосходят, и от соседственных народов лучше татарок почитаются. В бытность мою в Казани, при множестве новонабранных рекрутов из сего языческого народа, случилось мне видеть нечто удивительное, что они гораздо полнее и лучше лицом и станом пред своими земляками были. По сему я заключил, что может быть из всех молодых людей сего народа в службу выбраны были самые лучшие, здоровые и способнейшие люди, а наипаче, когда я после того времени в черемисских и вотяцких деревнях ни одного не видал такого хорошего человека.
Черемисы и чуваши погребают умерших в том платье, которое они носили, и кладут в могилу между двумя досками, а сверх оных накрывают еще доскою, и на последнюю могилу засыпают землею. Туда же кладут они всякий домашний скарб, именно котлы, ложки, ножи и прочая. На похоронах сродники плачут весьма жалостно и мертвого провожают до самого кладбища, которое пред каждой деревней на особливом месте в лесу обыкновенно бывает.
У сих народов … собственные имена суть следующие; например: у Черемисов мужские имена Аксюн, Кундутан, Тойдерек, Тилмемек, Игашках, Тоибашир, Токсовай и проч. Женские звания: Асилдик, Кюстелет, Ксилбиках и прочая.
...Кроме подушных денег не платят они никаких податей, которые собирают с них по примеру Российских государственных крестьян, а именно по рублю по 10 копеек с каждой души мужского пола наличных денег. Оные деньги каждой деревни выборной собирая, отдает в полковую канцелярию того города, к которому какая деревня приписана. В одном только Кунгурском уезде есть несколько черемис, которые вместо подушных денег платят подати куницами. Здоровый и бодрый человек дает по две куницы, а немощные и старые только по одной. Ежели им оных куниц натурою дать не можно, то берутся с них в казну по тамошней цене деньги, а именно по 40 копеек за каждую куницу. Помянутым деревням из давних лет позволено платить куницами, которую вольность и тамошние татары имеют со времени завоевания оных земель, и по тому просто прозваны куничными татарами.
Ремесленых людей у них столько нет, сколько к убранству их платья требуется, и что они на платье употребляют, то покупают у Русских: ножи, ножницы, мелкие фарфоровые куски, шелехи, крупные и мелкие корольки, рульной тобак, красные и синие исткани, и прочее, у всех у них весма похожие товары, и на оные меняют мехи, и паче лисьи черевьи, бельи, волчьи, и сим подобные. В северной стороне на Вятке есть также и соболи, но добротою не таковы, как Сибирские. На Вятке делаются нарядные чашки точеные, и ежели оные велики и при том тонко и чисто выточены, такоже и олифою хорошо наведены, продаются не дешево. Помянутая посуда дел из нарослей на березах, которые рождаются на корке помянутых дерев от действия соку с внешней стороны, и от воздействия столь крепки становятся, что оные весма способно точить можно. Чем больше оные наросли, и чем лучше жилы в оных бывают, тем и чашки делаются больше, лучше и продаются дороже. Иногда точат помянутые чашки так тонко, что оные прозрачны бывают. Прежде наведения олифою чашки бывают беловаты в просере, с черноватыми в пробеле жилками; от олифы же прочее дерево становится желто, а жилки темноваты в прочерне. При покупке таких чашек надлежит того смотреть, чтоб олифа была хороша... Чашки иногда быв не целые, но складываются из двух штук, и ежели в оные нальется горячая вода, то разваливаются. В прочих же производить над ними опыт надлежит так: положивши оные в горячую воду, не вынимать до тех пор, пока там разведутся и будут плоски как тарелка, а по тому, как простудятся, то по прежнему опять станут. Равным же образом примечать надлежит, чтобы олифа, которую не всякий хорошо умеет делать, от горячей воды не попортилась, а вливаемая в чашки вода олифу то бы по запаху или вкусу не приняла.
В прочем все помянутые народы пребывают в крайней слепоте своего невежества. У них нет ни писем, ни книг; и ежели кто о том их спросит, то в шутку говорят, что книги у них корова поела. Стралемберг принимая сию последнюю якобы за правду, пишет, что есть у них о том повесть; но как я спрашивал их о том в разные времена неоднократно, почитают ли то они за правду? то получил от них в ответ, что хотя у них такая последняя и есть, токмо оная употребляетсяся в шутках. У всех вышепомянутых народов нет никаких повестей, кроме что которые надлежат до их закона, и один от другого по преданию содержат. Они не стараются ни о каких науках, да и не желают ни мало оными себя поисправить. Трудно сыскать такой народ, который бы не имел какого-нибудь год счисления; но сии народы не знают ничего, когда год начался, кроме что лето и зиму считая вместе годом называют. Равным же образом не имеют они какого понятия о месяцах; о днях недели они знают, считая в каждой по 7 дней, и каждый день называют собственным именем, что они по большей части от Татар приняли. Сперва надеялся я получить у сих народах о древних их временах, их происхождении, о прошлых жилищах, о бывших войнах и о прочем, некоторые хотя не ясное и с баснословием обстоят соединенное известие, но тщетно. На таковые вопросы они ни малого ответа дать не умеют, а извиняются своею простотою, которая им о таких делах размышлять не позволяет. Все то, что я к приращению Истории и Географии по сказанию их собрать мог, состоит токмо в малом числе названий народов, городов и рек, на разных языках сих народов. Потребного произведения и причине оным званиям, довольно рассуждений о изобретении новых, или к подтверждению истории истины древних времен, не всегда выведать мне можно было.
| |
| |
Просмотров: 618 | | |
Всего комментариев: 0 | |