Марийские обычаи и традиции

 

 

Васлигодо – марийские святки

 

Васлигодо – это марийские святки. Маскакува (ряженые) наряжаются большей частью в марийские одежды. Однако не исключены и, например,  солдатская одежда  или цыганские наряды. Также изготавливаются страшные маски из бересты и других материалов. Этот обычай в марийских деревнях сохранятся и ныне.

Валигодо  празднуют в течение недели. А начинается он в первую пятницу после Рождества.

Из угощений пекли блины и лепили подкоголь (вареники с мясом). Чтобы наступивший  год был урожайным на картофель, на столе  обязательно присутствует печеная картошка. Наши предки считали, что надо задобрить угощением Васликува и Васликугуза (праздничных духов), чтобы после они в течение года помогали во всех делах.

По домам ходили маскакува (ряженые). Гадали в этот праздник все от мала до велика. А еще проводили все возможные игры, как на улице, так и дома. Для проведения игр в помещении договаривались с хозяином какого-нибудь дома. В играх участвовали не только молодые, но и люди старшего возраста. «Копа кырен», «Шергеш тоен»,  «Лупш кырен», «Шинча кылден» - далеко не полный список игр.

В первый день праздника, если кто-то приходил в гости, надо было завязать глаза платком (кому-то из хозяев) и постараться поймать гостя. Если поймаешь, то счастье будет у тебя в руках. Если нет, то и счастья не будет.

 

Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.55-56

 

 

Поверья о болезнях и их лечении

 

Очень похожи на представления о причинах болезней у удмуртов верования  вятских марийцев. С.К.Кузнецов (1908 год) сообщает, что «всякое физическое расстройство черемисин приписывает действию злого духа Керемета и его семьи, реже – наговору колдуна (мужед, локтызе)». Необходимо отметить, что в семью Керемета входили духи Йомшенер, Чумбулат, Курук-кугуза, Немед-урук и «злой помощник Чумбулата – Пиамбара».

  Если черемис болел, то член его семьи шел к ворожцу (мужед, мужанг или мужедше), «каких найдутся везде, по крайней мере, один на две-три деревни», и тот гадал на бобах, на поясе или на хлебных шариках, затем приносил «посул» в знак того, что жертва духу, вызвавшему болезнь, будет принесена. Посулы давали разные – солод, муку, крупу, воск, деньги… Их несли в молитвенную рощу (кюс-оты), посвященную тому богу, который «держит» («куча») или «ломает» («логадылеш») больного.  Если после «посула»  болезнь «не покидает больного», то черемисы думали, что «не верит Бог», и снова шли к ворожцу. Он вновь ворожил и говорил, что посула мало, а нужна жертва. Чумбулату в жертву полагалось дать в жертву жеребца, Пиамбару – быка и т.д, Кроме того, Чумбулату и Пиамбару полагалось пожертвовать по свечке и по пять небольших ржаных хлебов, в которые были запечены серебряные монеты. Перед принесением жертвы, а жертвование чаще происходило в роще Керемета, собиралась близкая родня больного, приглашался опытный жрец (карт, кугузя), пеклись небольшие пресные хлебы. Перед тем, как их в печь, в них наталкивались по серебряной монете, а затем «хозяйка…пятнает их щепотью, одна метка посредине, другая – сбоку». Черемисы верили, что «иных хлебов (без метки – авт.) Керемет не принимает».

 

Категория: Марийцы | Добавил: Дмитрий (21.10.2019)
Просмотров: 415 | Теги: Маскакува, Марийские обычаи и традиции, васлигодо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar