В своих религиозных верованиях вотяки в значительной чистоте сохраняли древнейшие переживания финских народов. В этом отношении они резко отличаются от мари (черемис) и мордвы. У вотяков до недавнего времени сохранялось архаическое представление о триаде верховных богов, восходящее к таким древним переживаниям, как шумерская троица Ану-Эа-Энлиль в Месопотамии. По представлениям вотяков верховные боги – Инмар, Кылдысин и Куазь. Инмар – божество неба, живущий на солнце и управляющий всей вселенной. Кылдысин – бог земли, обитавший сначала на поверхности земли, а затем сошедший в ее недра и управляющий жизнью на земле, благодетельный покровитель всего живого: растений, животных и людей; выращивающий хлеб на полях; обучавший людей всем ремеслам, искусствам и навыкам. Третий бог – грозный Куазь, божество атмосферных явлений, грома, молнии, града, засухи, болезней и смерти. Этим трем богам приносятся жертвы разным способом, соответственно представлению о месте их обитания: жертва Инмару сжигается, чтобы вместе с дымом подняться к небу; жертва Кылдысину зарывается в землю; Куазю вешается на дерево, оставляется в воздухе. Из деревьев Инмару посвящена сосна. Кылдысину – береза, Куазю – ель. У вотяков сохранились воспоминания, дающие возможность считать, что в отдаленные времена Куазю приносились и человеческие жертвы. В настоящее время Куазь уже забытое божество, и самое его имя сохранилось лишь в немногих выражениях вроде «Куазь зорэ» (дождь идет), «Куазь гудырья» (гром гремит), «Куазь-лэн» (так угодно Куазю). В некоторых местностях имя Куазя заменилось названием «Луд». Кроме трех верховных богов, вотяки имеют живое представление о многочисленных низших духах, каковы нюлэсмурт (леший), вумурт (водяной), коркамурт (домовой) и т.д. Из древних переживаний на религиозной почве можно отметить следы почитания тотемных божеств. Наиболее распространенные тотемы у вотяков: лошадь (вал), медведь (гондыр) и лебедь (юсь). Существуют также следы почитания белки, рябчика, тетерева и окунева, но эти тотемы слились с почитанием Кылдысина и с культом предков. У южных вотяков сохранились следы фетишизма – культ Белого Камня (Акташ), находящегося в виде висячей скалы на склоне одного из оврагов в Мамадышском кантоне. Самым живым почитанием у вотяков пользуется культ предков. Родовой быт до сих пор крепко держится в представлениях вотяков, и каждый вотяк знает, к какому роду он принадлежит. Число родов – не менее 70. Каждый род имеет свое божество - «воршуд» (вариант - «шуд-вор-дысь») – название, происходящее от глагола «вордыськыны» (родиться). Воршуд – женское божество, богиня-родоначальница, покровительствующая счастью данного рода. Культ того или иного предка-воршуда, конечно, строго ограничен членами данного рода. Для отправления культа предков у вотяков существуют особые храмы (молельни), которые называются «ква», «куала» или «чум». Русские обычно передают это понятие словом «шалаш», хотя «чум» ничего общего с представлением об обычном шалаше не имеет. Это – бревенчатое помещение в виде перекрытой двускатной крышей со сквозной щелью вдоль конька – для выхода дыма. Внутри чума находится семейный очаг, зола от которого составляет главную святыню. На полочке в углу чума хранится «воршудный короб» с символическими реликвиями родового божества. Вотяки считают, что родовая богиня (воршуд) обитает в чуме; в весеннее время воршуд покидает свое жилище и уходит «на цветы» - чум пустеет. Помимо семейных чумов, какой может быть в каждом дворе, имеются родовые чумы – для всех представителей данного рода в одной деревне и общие чумы для целого рода. В отличие от культа предков, жертвоприношения верховным богам приносятся не в молельнях, а под открытым небом, в священных рощах. Н.Г.Первухиным записаны интереснейшие воспоминания старожилов о том, что в старину вотские жрецы имели особые деяния, например рода Пурги во время богослужения облачался в длинное, с широкими одеяние лилового цвета, а на голову надевал вязаный колпак с разноцветными полосками и кистью на верхушке; подобные колпаки Н.Г.Первухин видел сам в д.Омутницкой Лудошурской волости, а также в волостях Гыинской и Лыпской.
М.Г.Худяков. История вотского народа // История Камско-Вятскогот края – Ижевск 2008 г., с.131-132
| |
| |
Просмотров: 353 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |