Великое переселение удмуртов



В настоящее время большая часть вотяков населяет край, расположенный между реками Камой, Вяткой и Чепцой. Эта территория распределяется между тремя административными единицами – Вотской автономной областью, Вятской губернией и Татарской республикой. До революции все это пространство входило в состав Вятской губернии, в пределах которой вотяки занимали восточную часть – уезды Глазовский, Малмыжский, Сарапульский и Елабужский. Из народов, населявших эти уезды: русских, татар,черемис и вотяков, вотяки являлись по времени своего поселения древнейшими, но они не были аборигенами местного края.
По археологическим памятникам и историческим воспоминаниям, сохранившимся как у самих вотяков, так и у других народов, можно установить, что ранее вотяки обитали в местностях, расположенных к юго-западу от занимаемой ими теперь территории. В первые века по Р.Х. вотяки жили в среднем Поволжье и занимали оба берега Волги вокруг Камского устья. В Свияжском, Тетюшском, Спасском и Чистопольском уездах бывшей Казанской губернии сохранилось большое количество городищ, относящихся к первым столетиям нашей эры и перечисленных в книге проф.С.М.Шпилевского «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии» (Казань, 1877 г.). Значительную часть этих городищ, относимых покойным казанским археологом П.А.Пономаревым к позднефинской культуре железного века (в отличие от раннефинских костеносных городищ эпохи переходной от бронзы к железу), следует считать именно принадлежащими именно вотякам.
Помимо сходства археологических находок с этих городищ с древностями вотяков из Глазовского уезда, исследованными Н.Г.Первухиным в 1880- х годах, населенность Среднего Поволжья вотяками доказывается наличием вотских названий и урочищ по обоим берегам среднего течения Волги, а также живыми воспоминаниями вотяков о р.Волге, от которой они в настоящее время отодвинуты далеко к северо-востоку. Самое название «Волга» является вотским, тогда как на других языках приволжских народов название этой реки звучит по-иному: на марийском – Юл, на мордовском – Ра, на татарском – Идель и т.д. Среди мордвы Алатырского, Ардатовского и Буинского уездов сохранилось воспоминание, что в прежние времена мордва здесь граничила с соседним народом, в котором нельзя не признать вотяков, так как племенные названия этих соседей по мордовским воспоминаниям вполне совпадают с именами вотских племен: Калмез и Ватка.
С берегов Волги вотяки были вытеснены к северу, по всей вероятности, в эпоху великого переселения народов, когда в Поволжье вторглись с юга степные народы. Таковыми были прежде всего чуваши, появление которых на Волге следует относить к 4-5 векам по Р.Х. Чуваши заняли местность вокруг слияния Камы с Волгой, откуда были в свою очередь подвинуты к западу новой волной степняков, а именно – болгарами, прочно обосновавшимися вслед за этим в Волжско-Камском районе. Вотяки, отодвинутые на север, заняли среднее течение р.Вятки – местность, соответствующую современным Вятскому, Халтуринскому, Котельничскому,Яранскому и Уржумскому уездам Вятской губернии. Самыми южными поселениями вотяков оказались пункты, расположенные по верховьям р.Казанки и по р.Шошме, в северной части Арского и Мамадышского кантонов Татарской республики. Некоторые из этих вотских селений уцелели среди многочисленных народных переселений, заливавших данный край непрестанными колонизационными волнами до настоящего времени. Этот островок вотского населения, сохранившийся между рр.Вяткой и Волгой, можно назвать Арским краем; в настоящее время это так называемые «казанские» вотяки.

В западной части Вятской губернии вотяки оставили следы своего пребывания в названиях рек и селений. Таковы названия «Одинерь», «Одосола», «Одо-илем», в состав которых входит слово «одо», как вотяков описывают мари (черемисы). Названия правых притоков Вятки – вотские Ошторма, Нурма, Бур, Шошма, Шурма, Пижма и т.п.  – тоже вотские. Здесь же вотяки оставили следы своего пребывания и в виде городищ, из которых Нижне-Вотское на р.Немде (в Яранском уезде) было исследовано П.А.Пономаревым. Название р.Вятки совпадает с племенным названием северных вотяков – «Ватка», а р.Кильмези – с названием южных вотяков – «Калмез». А.А.Спицын считает вотскими следующие городища, расположенные в районе древнего обитания племени Ватка: Скорняковское, Истобенское, Вершининское, Подрельское, два Вятских, Никулицкое, Подчуршинское и Криоборское. В районе Калмазов были городища Нижне-Вотское, Ернурское, Кузнецовское, Арское, Чекринское, Слартинское  и др. Северное племя (Ватка) занимало течение р.Вятки от Чепцы до Пижмы, южное племя (Калмез) – от Пижмы до Шошмы и Оштормы.



М.Г.Худяков.История вотского народа. // История Камско-Вятского края. Избранные труды – Ижевск 2008 г.

 

На рубеже 1-2 т. н.э. на правобережье Вятки начали продвигаться предки марийцев, вытеснившие древние  удмуртские группы в бассейн Кильмези, а также Чепцы. Основным фактором, оказавшим влияние на развитие удмуртского этноса в последующий период, явилось постепенное заселение бассейна  Вятки русскими, начало которого исследователи относят к рубежу 12-13 вв., укрепление их позиций на этой территории, утверждение превуалирующеговлияния на местное население. Освоение Прикамья выходцами из русских княжеств проходило в русле общего процесса колонизации древнего   русского населения  Европейского северо-востока. Посколькуустойчивые  торговые связи были установленыеще 2-3 столетия тому  назад, по видимому, у поселенцевуже были достаточные представления о географических условиях края и его этническом составе. Полагают, что это были выходцы из Новгородских и Ростово-Суздальских земель, население которых к тому времени  уже успело смешаться с жившими  там до их приходафинно-угорскими мерянскими имуромскими племенами.

Первоначально они заняли среднее течение Вятки и начали  там основывать свои поселения, часто используя удобные для возведения укрепления мысы древних городищ, в т.ч. и тех, где к их приходу жили удмурты. Об этом свидетельствуют наличие дорусского слоя на Никульчинском, Вятском и Подчуршинскомгородищах.  По-видимому, укрепленные пункты были необходимы для обороны не только  от местногофинно-угорского населения, но и от волжских булгар, которым   бассейн  Вятки  был хорошо известен и  как 1 из основных путей торговли с  северными народами через Северо-Двинский бассейн, и не мог ими не контролироваться.

На характер взаимоотношений между местными жителями и пришельцами проливают свет некоторые письменные источники в частности, в «Повести  о стране Вятской» рассказывается о том, как группа новгородцев в 1181 г. поднялась по р.Каме до устья Чусовой, откуда сухим путем перешла к истокам Чепцы; пройдя по р.Чепце, где попутно были пленены удмуртские городки, в ее устье с боем взяли стоявший там удмуртский  «Болванов городок» и на его месте основали город Никулицын. Другая  часть новгородского отряда прошла от устья верховьев Вятки, захватила марийский городок Кокшаров. Через некоторое время обе группы новгородцев объединились и общими усилиями построили новый город на Вятке, близ устья Хлыновицы, на высоком месте, именуемым Балясковым полем. Город  был назван Хлыновым (впоследствии – Вятка и Киров).

 Процесс расселения русских на новых землях сопровождался военными столкновениями и ущемлением интересов жившего здесь населения. Избегая  соседства с новопоселенцами, удмурты покидали свои населенные пункты  и уходили в глубинные районы бассейнов Чепцы, Кильмези, а также на нижнюю  Вятку и в прикамскиерайоны, о чем свидетельствуют некоторые предания удмуртов и  общая картина расселения воршудно-родовых групп. Очевидно, удмурты сначала оставляли районы средней Вятки, где сосредоточились первые  русские поселенцы, постепенное возрастание которых и  расширение ими территории стимулировало дальнейшее переселение коренного населения.

 

История  Удмуртии с древних  времен до 15 века – Ижевск 2007 г

Категория: Удмурты | Добавил: Дмитрий (29.08.2019)
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar