Согласно удмуртским поговоркам жизнь начинается с женитьбы («улон кышно басьтонысен кутске») и что хорошая жена – половина хозяйства («умой кышно – жыны юрт»). Вот какое значение придавалось вступлению в брак! А значительное событие надо было и оформить соответствующим образом. Поэтому вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами, выполнение которых, с точки зрения их исполнителей, должно было обеспечить будущую благополучную и счастливую жизнь супругов. … На сватовстве первый раз старались отправиться незаметно от соседей: как бы не сглазили и не испортили доброе начинание. В дом невесты приходили с той родственницей, которая рекомендовала им невесту - за нею до конца свадьбы закреплялась роль дэмчи. Зайдя во двор, ворота за собой не закрывали - этим давали понять, зачем пришли. Войдя в дом, садились, не переходя матицу. Заводили разговор о погоде, об урожае, затем сообщали, что им стало известно, будто у хозяев есть семенная пшеница, которую им хотелось бы купить (или: «Слышали, что у вас есть телка, а у нас – бычок, нельзя ли их спарить?»). Если хозяева говорили, что пшеница не продается, сваты уходили, но при этом «забывали» у них свои варежки – повод прийти снова. А если удавалось украсть со стола каравай, отказ считался недействительным. С первого раза обычно никто не давал согласия, приходилось ездить три-четыре раза. Отец невесты говорил: «У свата конь жирный –пусть поездит немного». Вообще при сватовстве соблюдали много разных обычаев. Например, брали с собой нюхательный табак и пи беседе предлагали его хозяевам. Похвала табака отцом невесты означала его согласие вести переговоры, в знак чего мать невесты стелила на стол белую скатерть, ставила миску топленого масла и каравай хлеба. Сваты выставляют вино (самогон). Если девушка знала, что сватают за человека, который ей не нравится, она сдергивала скатерть со стола и отказывалась пить предложенное вино. Тогда уж все решали родители – иногда против воли родителей.
Л.Христолюбова. Старая удмуртская свадьба // Край родниковый (сборник очерков) – М. 1984 г., с.50,51
| |
| |
Просмотров: 301 | | |
Всего комментариев: 0 | |