Похоронные обряды у татар

Традиционные похоронные обряды состояли из следующих моментов. После смерти на грудь покойника клали ножницы, нож или что-нибудь железное, «чтобы грудь не вздулась», «чтобы джинн не тронул». Женщину покрывали платком, а мужчину – полотенцем. Поверх клали еще платок (полотенце, кусок ситца), предназначавшийся тому, кто будет обмывать покойного. Этот обряд назывался «покрывать» и проводился самым близким человеком.

 Весть о смерти распространялась довольно быстро. Близкие и дальние родственники, односельчане шли проститься с покойным, высказать соболезнование семье, оказать посильную помощь.

 Похороны проводили в день смерти или на следующий день. Подобный обычай был характерен для многих тюрко-язычных народов.

 Покойника одного не оставляли. Около него постоянно должен был кто-то находиться. Посидеть возле него на ночь обязательно приходили старики, старухи. Пришедшие на бдение читали молитвы, произносили нараспев мунаджаты, банты. Им раздавали монеты, ложки, мыло, куски ситца. Чтобы легче было скоротать ночь, у соседей или в другой половине дома их угощали чаем. Этот обычай назывался «охранять покойного».

 Наутро молодые мужчины села отправлялись копать могилу. Копали ее по размеру покойного, с боковой нишей внизу. При сыпучем грунте нишу не делали. В таком случае на дне могилы, вдоль, посередине,  делали небольшое углубление. Эту землю складывали в ту часть могилы, где должна была быть голова покойного.

 Возле выкопанной могилы находился человек, либо в нее клали что-нибудь железное (лом, топор, лопату). Среди кряшен был широко распространен обычай бросать в могилу медную монету. Тому, кто начинал копать могилу, вручали полотенце и хлеб. Последний обычай широко бытовал среди татар-мишарей Мордовии и Пензенской области.

 Женщины готовили все необходимое для похорон. Особым знаком внимания считалось участие в сшивании савана. Полотнища белого ситца (холста) сшивались на руках, и каждая участница похорон стремилась сделать хотя бы несколько стежков. Шили, не завязывая, на нитке узелка,  держа иголку «от себя».

 Покойника обмывали лишь после того, как приходили с известием о том, что могила готова.  Мужчин обмывали мужчины, женщин – женщины. Хозяин дома в колоду для обмывания клал серебряную монету, которую забирал себе обмывающий.  Кроме того, участники ритуала за труд получали одежду (рубашку,  платье, обувь). У чепецких татар поливающему воду и тем, кто держал во время обмывания над покойником покрывало, обязательно вручали ложку, тарелку и чашку.  Затем покойника обряжали в белую нательную рубаху, представляющую из себя согнутый пополам кусок белой ткани с вырезом для головы, и заворачивали в саван, а поверх него – в одеяло.  У кряшен обмывание проводили сразу после смерти, причем делали это близкие родственники.

 На кладбища покойника несли чаще всего на руках на специальных носилках, которые там и хранились и так же, как принадлежности для обмывания, являлись предметом общего пользования. В могилу покойника опускали самые близкие. Его клали в нишу, которую закрывали досками,  иногда закладывали саманным кирпичом.  Если нишу не делали, то по углам могилы ставили небольшие столбики, на них настилали доски, создавая навес над покойником. Все обряды сопровождались многократным повторением определенных молитв, выдержек из Корана у мусульман  и христианских молитв – у кряшен.

 После выноса покойника топили печь, в доме мыли полы, обтирали стены, потолки,  стирали одежду и все остальное, что было около покойника.

 

...Поминальные обряды включали в себя проведение многократных поминок. Они подразделялись на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые поминки проводили на третий день после смерти, на седьмой, сороковой и через один год. Эти дни характерны и для других тюркоязычных народов. Они проводились как застолье с приглашением либо мужчин, либо женщин, причем приглашали, как правило, людей пожилых.
К общим относились поминки, проводимые на кладбище в дни религиозных праздников. У татар-мусульман такими были день окончания поста – Ураза-Байрам и праздник жертвоприношения – Корбан Байрам. Они заключались в совершении молитв (намаз) на могилах своих близких. В них принимали участие только мужчины, татарки-мусульманки на кладбище не ходили.
У татар-кряшен такие поминки проводились весной перед Пасхой и осенью перед Покровом. В день поминок каждый домохозяин резал овцу либо трех-пятерых кур, иногда гуся. Женщины пекли хлеб, пироги, ватрушки.


 

Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.55-57

Категория: Татары | Добавил: Дмитрий (25.11.2019)
Просмотров: 418 | Теги: Похоронные обряды у татар и кряшен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar