Свадебные обряды татар

Благоприятным днем сватовства у татар-мишарей считались четверг или воскресенье, у касимовских татар – пятница, вторник или среда, а, например, у народов Средней Азии и Казахстана – среда и четверг.
Существовал также обычай выпускать одну штанину поверх сапог, заправляя при этом другую штанину, что должно было принести удачу сватам. Этот обычай был известен казанским, касимовским, сибирским татарам, народам Средней Азии и Казахстана.
Традиционным было также делать предложение, облекая его в образную, иносказательную форму: «У вас золото, у нам серебро, давайте сольем их», «У вас сокол, у нас кречет» и т.п.
Очень важным моментом в деле сватовства было заключение условия о калыме. Из-за него иногда стороны расходились, находя предлагаемые условия для себя невыгодными. Нередко уплату части калыма откладывали на будущее, когда жених будет располагать необходимыми средствами. Размер калыма зависел от состоятельности жениха, средние по зажиточности татары платили от 150 до 300 рублей. Ориентиром служила сумма, которую в свое время получила мать невесты, выходя замуж. Часть денег шла на приданое невесте, часть оставалась в ее распоряжении и считалась ее собственностью, которой муж не мог лишить жену даже в случае развода. К.Насыри упоминает также размер калыма в 100,200, 300 рублей в зависимости от возможностей со стороны жениха. Бывало, что калым достигал и 5 тысяч рублей.
При достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор. В знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами: сторона жениха передавала требуемые деньги, иногда и подарок для невесты, а сторона невесты – часть вещей из ее приданого. Сговор, на который приглашались и родственники невесты, завершался угощением. По возвращении со сговора-помолвки в дом жениха созывали родственников (иногда только женщин) на угощение, во время которого сообщалось о достигнутой договоренности, сроках проведения свадьбы, ее участниках, на показ выставлялись полученные вещи.

 

М.Пинегин различал два способа помолвки (обручения) молодых. Первый назывался «колак сфенчесе» (радость ушей) и состоял в обмене подарками, второй – «джеб-кабул» представлял собой прототип свадьбы: мулла спрашивал при свидетелях через родителей согласие жениха и невесты и читал молитву, хотя не записывал брачующихся в книгу. Это обручение имело значение в случае развода: после джеб-кабула жених и невеста де-юре расходились как муж и жена, хотя таковыми еще не были.

 

Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты.

 Когда жених в первый раз оставался с невестой наедине, он приветствовал ее словами: «…» (по татарски), а она ему отвечала: «…» (по татарски). Затем невеста должна была развязать у жениха пояс, что она, конечно, делала не без смущения. Чтобы еще больше увеличить ее смущение, сшивались нарочно два кушака концами вместе и один конец завертывался прямо на нижний халат, а другой продевали в рукав верхнего халата или прибегали еще к какой-нибудь подобной хитрости, чтобы затруднить развязывание кушака. У оренбургских ногайцев жених проводил с невестой первую брачную ночь в ее доме или на другой день ходил с ней в баню так, чтобы никто этого не видел. У оренбургских татар первая брачная ночь проводилась также в доме невесты, и молодые  первые четыре дня ходили по вечерам в баню.  Помывшись в бане, жених  всякий раз оставлял там рубль или полтора  в пользу той родственницы невесты, которая топила баню.  Положить эти деньги он старался так, чтобы их было трудно найти, что делалось ради шутки. Целую неделю молодые никуда не выходили из дома. В это время молодого приходили поздравлять его родственники и холостые товарищи. Он дарил им перчатки, ручники  и прочее, а они оставляли на столе деньги. У царевских ногайцев  первая брачная ночь проводилась в доме жениха.  На четвертый день свадьбы парни, товарищи жениха,  собирали между  собой в складчину деньги  и на них угощали жениха и невесту целый день часов до семи-восьми вечера, после чего уже наступала свадебная ночь.  На следующий день их вели показывать всем родным.

 По окончании двухнедельного брачного заключения молодых у оренбургских ногайцев наступал обряд «здорованья»  жениха с тестем и тещей. При этом молодые получали в подарок от тестя козу, овцу или корову, после чего жених возвращался к себе домой, а невеста оставалась у своих родителей еще на одну, две или три недели, при чем муж посещал ее только по праздникам. По окончании этого срока молодые переходили в дом мужа.

 

Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.25-26.

 

Категория: Татары | Добавил: Дмитрий (01.07.2020)
Просмотров: 744 | Теги: Свадебные обряды татар обычаи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar