Благоприятным днем сватовства у татар-мишарей считались четверг или воскресенье, у касимовских татар – пятница, вторник или среда, а, например, у народов Средней Азии и Казахстана – среда и четверг.
М.Пинегин различал два способа помолвки (обручения) молодых. Первый назывался «колак сфенчесе» (радость ушей) и состоял в обмене подарками, второй – «джеб-кабул» представлял собой прототип свадьбы: мулла спрашивал при свидетелях через родителей согласие жениха и невесты и читал молитву, хотя не записывал брачующихся в книгу. Это обручение имело значение в случае развода: после джеб-кабула жених и невеста де-юре расходились как муж и жена, хотя таковыми еще не были.
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты. Когда жених в первый раз оставался с невестой наедине, он приветствовал ее словами: «…» (по татарски), а она ему отвечала: «…» (по татарски). Затем невеста должна была развязать у жениха пояс, что она, конечно, делала не без смущения. Чтобы еще больше увеличить ее смущение, сшивались нарочно два кушака концами вместе и один конец завертывался прямо на нижний халат, а другой продевали в рукав верхнего халата или прибегали еще к какой-нибудь подобной хитрости, чтобы затруднить развязывание кушака. У оренбургских ногайцев жених проводил с невестой первую брачную ночь в ее доме или на другой день ходил с ней в баню так, чтобы никто этого не видел. У оренбургских татар первая брачная ночь проводилась также в доме невесты, и молодые первые четыре дня ходили по вечерам в баню. Помывшись в бане, жених всякий раз оставлял там рубль или полтора в пользу той родственницы невесты, которая топила баню. Положить эти деньги он старался так, чтобы их было трудно найти, что делалось ради шутки. Целую неделю молодые никуда не выходили из дома. В это время молодого приходили поздравлять его родственники и холостые товарищи. Он дарил им перчатки, ручники и прочее, а они оставляли на столе деньги. У царевских ногайцев первая брачная ночь проводилась в доме жениха. На четвертый день свадьбы парни, товарищи жениха, собирали между собой в складчину деньги и на них угощали жениха и невесту целый день часов до семи-восьми вечера, после чего уже наступала свадебная ночь. На следующий день их вели показывать всем родным. По окончании двухнедельного брачного заключения молодых у оренбургских ногайцев наступал обряд «здорованья» жениха с тестем и тещей. При этом молодые получали в подарок от тестя козу, овцу или корову, после чего жених возвращался к себе домой, а невеста оставалась у своих родителей еще на одну, две или три недели, при чем муж посещал ее только по праздникам. По окончании этого срока молодые переходили в дом мужа.
Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.25-26.
| |
| |
Просмотров: 744 | | |
Всего комментариев: 0 | |