Этнограф Д.К.Зеленин о татарах

С татарами вы будете встречаться во всем Прикамском крае: они живут не только в Казанской и Уфимской губерниях (последнюю Н.И.Ильминский называл «Магометанским царством»); их масса (свыше 136 тысяч ) и в Вятской губернии; еще более в Пермской. Целые деревни татар встречаются в Слободском уезде (здесь татар более 5 тысяч), т.е. севернее города Вятки. Это так называемые каринские татары, пришедшие на Вятку еще прежде покорения Казани.
Относительно наружности: татарина вы легко узнаете по большим ушам и выдающимся скулам; у женщин узкий разрез глаз и переваливающаяся с боку на бок походка. Пермские татары очень близки к казанским и, вероятно, произошли от этих последних. Они роста большей частью среднего и редко большого; голова продолговатая; глаза небольшие, узкие, большей частью черные; нос острый и худой; рот небольшой с тонкими губами. Волосы на бороде и усах редкие и небольшие, преимущественно русые. Сложение сухощавое. Выражение глаз более хитрое, нежели умное. Женщины в общих чертах схожи с мущинами и красотой не отличаются (в противоположность казанским татарочкам, вообще красавицам).

Нужно различать татар городских и татар деревенских. Последние живут в бедности и грязи. Занятие хлебопашеством как бы не в крови у этого народа степей.  Во всяком другом деле здоровый, коренастый и сильный татарин незаменим: он и вынослив, и аккуратен; но обрабатывать землю он не умеет. Очень возможно, что это объясняется отчасти положением татарской женщины: последняя прикована к дому, она не может помогать мужу в поле (у русских женщина, в сущности, главная работница), и татарину приходится работать одному.

 Татарские деревни представляют собою довольно жалкий вид. Теснота улиц, небрежность скученных построек, грязь и множество собак, - вот отличительные признаки этих деревень. Садов совсем нет, часто даже ни деревца. Главные строения большею частию внутри двора, и по дворам тянутся одни заборы.

Крестьянский дом состоит из двух половин, соединенных между собою сенями.  Одна из них, чистая, делится еще на мужскую и женскую; другая предназначается для работы. Мебели нет, - одне нары, пуховики и подушки.  В городах, где татары вообще зажиточнее и образованнее, устройство ближе к русскому, только в азиатском вкусе.

 

Я всегда дивился приверженности татарина к своей национальности – религии, обычаям и костюму. Во время своего путешествия вы не раз увидите, как татарский мулла раскидывает на восточной стороне пароходной палубы (трапа) коврик и становится на колена – совершает вечерний намаз. Сделает ли что-нибудь подобное (в области, конечно, своей религии) кто-либо из русских? Только разве фанатик-старообрядец. Татарина или татарку  в русском (т.е. в общем европейском) костюме я никогда не видел.

В торговом деле татарин «собаку съел». Массы их разъезжают по деревням и селам, торгуя «красным»  или мелочным товаром. Продают часто в долг.  Во двор к своему клиенту-должнику татарин-кредитор въезжает, как в свой собственный. Случаются и связи татар с русскими крестьянками (большею частию  с такого именно рода клиентками), несмотря на то, что связь с «некрещеным», по убеждению русского крестьянина, страшный грех (о фактах такого рода мне сообщали сельские священники, которым исповедывались согрешившие).

 

Костюм татарина-мущины, с его тюбетейкою, шапкою в виде тыквы, камзолом без рукавов, слишком известен, чтобы его описывать. Женщины носят ситцевую или шелковую рубашку до пят, с оборками по краям. Под низ надевают штаны (что, по Риттиху, «предохраняет их от женских болезней, которых у татарок почти не бывает»). На груди лиф из шелковой или парчевой материи или нагрудник с позументами, унизанный серебряными монетами. Богатые надевают еще два камзола – нижний, шелковый – без рукавов, и верхний – парчевый, с длинными рукавами; бедные - один длинный халат с рукавами. На голове у бедных – полотенце с с вышитыми наконечниками, у богатых – очень красивые шелковые колпачки, украшенные бахромою и галунами, или шапочка с собольей оторочкой; сверху вуаль из тюля. Обувь – ботинки - ичиги или туфли из цветного сафьяна.

 

Татарки – большие любительницы колец, серег, браслет и т.п.; через плечо носят перевязь с карманом для хранения алкорана или амулета, украшенную каменьями и монетами.

Румяна и белила для лица, сюрма ля бровей и ресниц, чернение зубов и ногтей – почти обязательны. Кроме того, обычай заставляет женщин вытеребливать (мучительная операция) волосы на тайных частях тела, а мущин – брить эти волосы. Все это, как  и любовь к украшениям, - остаток древней татауровки (раскрашивание тела, вырезки на коже), которая и теперь  в ходу у древних народов и которая сохранилась, в виде колец, серег, браслет и т.п., и у наших европейских красавиц.

 Употребление косметических средств, ранние браки, а прежде всего, конечно,  южное происхождение народа (срв. евреев) с спутниками его: горячей кровью и страстным темпераментом, старят прежде времени – красивых в общем – татарок; к 35 годам они выглядят уже совсем старухами. Это, впрочем,  нисколько не печалит их мужей, так как они всегда могут жениться на второй и более жене.

 

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г., с.24-25

 

Категория: Татары | Добавил: Дмитрий (22.10.2019)
Просмотров: 424 | Теги: татары в описании этнографов, обычаи и традиции татар | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar