Чуваши в описании Д.К.Зеленина

Чувашские деревни расположены, почти все, в оврагах (сирма), б.м. потому, что чуваши дорожили ровною землею для пашни. Чуваши хорошие земледельцы; другими промыслами почти не занимаются, но живут зажиточно. Постройки чувашина обширны и прочны;  дверь в доме смотрится всегда на восток – священная для них сторона. На дворе, среди прочных амбаров, неизменный шалаш для летнего жилья и пивоварня: пиво  - их любимый напиток.

  Одежда вообще сходна с русскою.  Но идеал красоты – толстые ноги, для чего женщины носят толстые, и непременно черные, онучи, поверх их кожаные чулки и лапти. Русские прозвали их за это «черноногими барынями» и даже в песне  воспеваются, от лица чувашина, «толсты ноги баские» (т.е.красивыя). женская рубашка всегда вышита, как по подолу, так и вокруг шеи и на груди; у девушек на груди одна вышивка, наподобие креста с венком, а у замужних две. Женский головной убор (хопша) бывает различный: в одних местах очень низкий, так что едва закрывает лоб и виски в других местах высокий как бурак.

 Красотою чуваши не отличаются: выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб. Лица смуглые, глаза карие или черные; волосы темнорусые. Глаза всегда как будто заспанные.  Женщины еще некрасивее мущин.

 В характере чуваш отмечают скупость, робость, неприхотливость. Чувашские дети учатся хорошо. Известен один самоучка из чуваш (Козьмодемьянский уезд) Ст. Мих. Михайлов (ум. 1861 г.). с детства выучившись русскому языку и грамоте и женившись потом на русской, Михаил пристрастился к чтению, и задумал сам описать свой родной край…

  Чуваши все числятся христианами. Историей их крещения объясняют то насмешливо-почетное прозвище, каким и до сих пор зовут русские чуваш. Это: «Василий Иванович». Рассказывают, что главный креститель этого племени, иеромонах (после казанский митрополит) Вениамин крестил их целыми толпами, причем любил давать свое мирское имя «Василий»; восприемником был диакон Иван Алексеев.

 У них сохранились некоторые татарские обычаи, напр., употребление в пищу конины. Женщины чувашские считают грехом и стыдом ходить босыми, а также показывать свои ноги мущинам, и даже спят в онучах. Татары зовут их чуваш-юваш, т.е. робкие чуваши.

 

Зеленин, Д.К. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С 7 ил / Сост. Д. Зеленин. — Юрьев: тип. Эд. Бергмана, 1904.

 

Категория: Чуваши | Добавил: Дмитрий (26.11.2019)
Просмотров: 5 | Теги: чуваши этнографическое описание, Чуваши в описании Д.К.Зеленина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar