Черемисы, чуваши и вотяки, суть особые три языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами своими простираются до 200 верст выше и ниже города Казани, по обе стороны реки Волги так, что черемисы по большей части жительство свое имеют на левом берегу помянутой реки, и к востоку по разным местам до Кунгурского уезда, а чуваши наибольше по правому берегу реки Волги; вотяки же имеют жилища свои от Волги в сторону, а именно в половине северной части Казанской губернии, т.е. около реки Вятки.
Множество находящихся в сих местах лесов есть тому причиною, что все вышеупомянутые народы жилища имеют или в лесах или между лесами, и к поселению своему выбрали такие места, что каждая деревня построена при нарочито реке или речке, или озере, а при том поблизости к пашням. На некоторых местах есть также и степи, как то в Синбирской провинции по правой стороне Волги, где живут Чуваши. Сия степь столь велика, что тамошние жители по ней за дровами часто по три дни ездить принуждены бывают, и сказывают, что будто там находятся остатки старинного земляного города, а один конец его вала за Волгу до Мензелинска простирается.
Черемисы, чуваши и вотяки по городам, или слободам, вместе с Русскими не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и чуваши живут без разбору, так что их по всем обстоятельствам почти за один народ почесть можно: одни вотяки так дики и грубы, что они ни с как другим народом дружеского обхождения иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.
Лицем Черемисы, Чуваши и Вотяки таковы, что их между прочими соседствующими народами весма легко распознать можно. Черемисы и Чуваши многие походят на Татар, а разнствуют токмо тем, что они суше… А вот по их внешнему виду можно сравнить с Чухонцами. У Чухонцев волосы на голове и бороды по большей части темноватые, а у Чуваш напротив того почти у всех желтые или рыжие. Они все ходят с бородами, и бороды у них не широки, но продолжаются клином. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко; и сие они делают не по обязательству своего закона, но токмо по обыкновению восточных народов. Черемисы и Чуваши росту среднего, а между вотяками больше мелких, нежели крупных.
Черемисы и чуваши погребают умерших в том платье, которое они носили, и кладут в могилу между двумя досками, а сверх оных накрывают еще доскою, и на последнюю могилу засыпают землею. Туда же кладут они всякий домашний скарб, именно котлы, ложки, ножи и прочая. На похоронах сродники плачут весьма жалостно и мертвого провожают до самого кладбища, которое пред каждой деревней на особливом месте в лесу обыкновенно бывает.
У сих народов … собственные имена суть следующие; например: у Чуваш мужские имена: Чулпан, Рыгав, Тимменке, Черебашир, Илмеш, Мингур и прочая.
Чувашские женщины носят головной убор, что надлежит до волосов, повязок и спинного украшения, такой же, какой черемисские носят древнего роду платье. Повязки с лопостями висячими на спине называются у них Гастар и Кошла. В праздничные дни или когда сряжаются в гости идти, надевают они с правого плеча на левый особливый ремень, или широкую перевязку из снурков сплетенную, которая спереди и сзади также, как повязка, выстрочена бывает, а сей ремень называют они девет. Рубашки и прочее платье носят такое же, как черемиски.
… У всех трех вышепоказанных народов девки от баб в платье разнятся тем, что оне на головах носят особливый убор, такоже не смеют надевать черемисские Шурке и Ошлу, чувашские Гастар и Кошла, а вотяцкие Айшак; но вместо того носят на головах чепцы, с серебряными копейками, или таковыми ж оловянными бляшками укладенные, как то обыкновенно у Черемис и у Вотяков бывает, или покрываются токмо выстроченными платками, как у Чуваш носят. Женский убор надевают на девок при свадьбах в церемонии. Все вышеупомянутые народы больше синий и красный цвет в платье любят.
Чуваши и вотяки. Они пьют воду, молоко, пиво и мед. Которые зажиточны, те пьют и вино, а паче из вотяков, которые как прежде объявлено, сами винокурни имеют. Мущины и бабы нюхают табак и кладут за губу. Между чувашами некоторые и курят табак, токмо весьма редко. Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.). | |
| |
Просмотров: 497 | | |
Всего комментариев: 0 | |