Отношение оренбургского муфтия С.Тевкелева казанскому губернатору Н.Андреевскому с просьбой о запрете Джиена
4 июня 1884 г., г.Уфа № 1505
Его Превосходительство бывший губернатор Черкасов сообщил мне, что до его сведения дошло, в среде мусульманского населения Казанского уезда, волостей Никольской, Алатской, Студено-Ключищенской и Ковалинской существует праздник, не относящийся к установленным по шариату называемый «Зиен», в который мусульмане в продолжение пяти недель пируют, причем мусульмане тратят последние средства на угощение гостей, а кто не имеет денег, то продает свое имущество и скот за ничтожную сумму, когда же придет время уплаты податей и других повинностей, то у крестьян не бывает ни денег, и имущества и подати остаются неуплаченными, почему и просил моего содействия к уничтожению такого обычая. Вполне разделяя мнение Его Превосходительства г.Черкасова и имея в виду 1) что об уничтожении празднества «Зиена» между мусульман Казанской губернии как вредного в нравственном отношении и разорительного в благосостоянии крестьян, в особенностях при неурожаях, Магометанское Духовное собрание уже ходатайствовало у казанского губернского начальства и 2) что мое содействие в этом случае может быть только через духовных лиц в слове убеждения, что не может в этом иметь успеха, когда для прекращения сего требуются строгие административные меры. Виду всего этого, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение к прекращению введенного между мусульман в обычай такого вредного для них празднества в административном порядке, как будет признано удобным по всей Казанской губернии, и о последующем меня уведомить. Оренбургский муфтий С.Тевкелев.
НАРТ ф.1 оп.3 д.6030 лл.6-6 об.
Отношение попечителя Казанского учебного округа С.Ф.Спешкова казанскому губернатору П.А.Полторацкому о библиотеке Сатышевского медресе (24 мая 1903 г.)
Милостивый государь, Петр Алексеевич. Инспектор народных училищ Мамадышского уезда Казанской губернии Гусев донес мне, что им в течение текущего 1903 года осмотрено 19 магометанских школ, причем он расспрашивал приходских мулл как о числе учащихся, учебных книгах и пособиях, по которым ведется обучение, так и о том, с разрешения кого открыта школа и имеют ли муллы указы от местного губернатора об утверждении в должностях. На все эти вопросы все муллы давали категорические ответы вполне добродушным тоном, охотно показывали школьные помещения и учебные пособия и отнюдь не выражали какого-либо протеста или неудовольствия по поводу посещения инспектора. Почти во всех осмотренных инспектором магометанских школах преподавание ведется по печатным книгам, одобренным русской цензурой. Что же касается медресе в Сатышеве, то при осмотре этого многолюдного магометанского учебного заведения (около 360 учащихся разных возрастов от 10 лет до 40 лет) инспектор обратил внимание на то, что рядом с книгами, разрешенными русской цензурой, находятся книги, изданные в Турции, а также масса рукописей, по которым ведется преподавание, и что при медресе имеется довольно обширная библиотека, состоящая главным образом из книг, изданных в Турции. В довольно продолжительной и мирной беседе инспектор указал мулле, что существует распоряжение, по которому в магометанских школах могут употребляться лишь печатные книги, одобренные русской цензурой. На это мулла выразил удивление и заметил, что в Салтышевском медресе, где получают свое образование весьма много мулл, преподавание всегда велось по рукописям и книгам, изданным за границей, и что он, мулла, никакого распоряжения, воспрещающего пользоваться книгами заграничного издания, не знает. Никаких требований инспектор Гусев мулле не заявлял и расстался с ним вполне миролюбиво, приняв от него предложенный ему чай. О сем считаю долгом довести до сведения Вашего превосходительства на предмет, не признаете ли Вы возможным сообщить мне более подробные сведения о библиотеке при медресе селении Салтышево.
Примите уверение в совершенном моем уважении и преданности, покорнейший слуга Спешков.
НАРТ ф.1 оп.4 д.876 лл.2-3
| |
| |
Просмотров: 471 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |