Богадельни и приюты в Царевококшайска

В городе  были богадельни-приюты  для одиноких старых людей.  Например, при женском черемисском общежительном Богородице-Сергиевском монастыре (он занимал территорию, которая в современном  городе  ограничена кварталом между улицами Советской, Пушкина, Карла Маркса, Чернышеввская). Среди его множества построек кроме келий  и домов церкви, там располагались больница, библиотека, рукодельная мастерская, а через улицу к Кокшаге  - женская  школа-мастерская. По воспоминаниям Л.П.Полубарьевой, в начале века «украшением  монастыря  считался  большой сад, с тополями, сиренью, яблонями; цвели там розы, маргаритки; через всю  территорию протекал ручей». В Царевококшайске имелась  Юферевская городская богадельня  на 10 старых женщин, построенная на завещанные  деньги бездетной вдовы-купчихи Ф.В.Юферевой. Благотворительную  помощь бедным и убогим оказывало  также Царевококшайское братство  во имя Казанской Божьей Матери. В годы  Первой Мировой войны  в Царевококшайск  были направлены беженцы из западных приграничных мест (в январе 1916 года в городе и уезде их было 3677). Для размещения детей был выделен первый этаж городской богадельни. Царевококшайское земство взяло  на себя бесплатное лечение беженцев.

Йошкар-Ола: вчера, сегодня, завтра… - Йошкар-Ола  2004 г.

 

Господину Казанскому губернатору

14 1881 г.

Царевококшайского  уездного исправника

Рапорт

Царевококшайская  уездная управа  отношением от  9 сего ноября  за № 907  уведомила меня, что городская женская богадельня  открыта  с 1 сего же ноября  на средства пожертвований  вдовы коллежского асессора Александра Алексеевича Юферева (ныне умершего).

О вышеизложенном   честь имею почтительнейше  донести Вашему Преовосходительству  на предписание  от 29  апреля  сего года за № 1929

№ 1726 н 11 дня  81

 

Его превосходительству

Господину казанскому губернатору

Царевококшайского  уездного  исправника

Рапорт

Вдова коллежского ассесора   Юферева  в  1878 г. отказала по духовному  завещанию  собственный дом   и пожертвовала    капитал на устройство в городе  Царевококшайске  женской  богадельни.  По доведению об этом  до сведению  Его императорского  величества последний   высочайшим  разрешил  именовать сказанную   богадельню  именем жертвовательницы (Казанские губернские ведомости  1882 № 4). Затем душеприкащик Юферевой   коллежский советник Соколов, в прошении, поданом  мне  5 мая сего года, изложил, что  по настоящее  время  сказанное Высочайшее распоряжение осталось  не исполненным  и несмотря на его заявление  городской  Управе вывеска на доме Юферевой осталась прежняя «Городская  богадельня» и  просил о приведении в исполнение   Высочайшего распоряжения относительно  означения  на вывеске  богадельни  имени жертвовательницы.

Ввиду сего я  просил Царевококшайскую   городскую управу  о перемене вывески  на богадельне, но городская богадельня   не только отказалась  от этого, но даже уведомила меня, что наблюдение  за приведением  в исполнение  сказанного повеления находится вне сферы,  предоставленной  полицейской  властью.

Донося о сем Вашему  Превосходительству   и представляя   всю переписку  по этому поводу, считаю своей обязанностью  доложить, что  вообще городская управа старается уклониться  от исполнения законных  требований  полицейским  Управлением  и где только  представляется возможным  оттягивает   исполнение  на долгое время.

№ 552

 10 мая 1883 г.

 

ГА РМЭ ф.306 оп. 1  д.70 лл.16-17, 29-30

Категория: Царевококшайск | Добавил: Дмитрий (26.05.2020)
Просмотров: 419 | Теги: история Царевококшайска, Женская богадельня в Царевококшайск, коллежский ассесор Юферев Царевокок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar