Воспоминания о Сернуре
Я помню село Сернур начала 20 века, оно ничем не отличалось от деревни. Площадь с церковью, волостное правление и домами причта и 2 длинные улицы, примыкающие к ней с двух концов: Нурбель и Низовка. Под прямым углом этим улицам к площади примыкали две короткие улочки - на одной была сельская школа, а на другой больница. В селе Сернуре проводились базары – 2 дня в неделю по пятницам и воскресенье. А три раза в год – небольшие ярмарки: в день Благовещенска – 7 апреля и в Михайлов день – 21 ноября. Три ярмарки проводились осенью по неопределенным числам - название ярмарки «Приезд». Из города Вятки выносилась большая икона и выезжало духовенство: поп, диакон, псаломщик, певчий. Они ездили по селам и на день приезжали в Сернур. На ярмарки привозилось много разных товаров, приезжали купцы из Уржума, Кукарска, Яранска и из других городов. Очень бойкая торговля на ярмарке шла лошадьми, стояли сотни лошадей по 4 ряда, начиная с северной стороны около маленького моста «Арлан кувар» до моста у школы. Сейчас эта улица называется Советская. На площади стоял лабаз для весов, взвешивались весовые товары. Местные купцы много покупали хлеба. В селе жило 4 купца: Горбунов, Кощеев, Милютин, Бурков. Они имели по несколько домов. В их квартирах жило начальство: земский начальник, судебный следователь, урядник и стражники. По служебным делам они выезжали на ямских лошадях, на тройках в повозке. Кроме того, для забавы имели своих собственных лошадей. В Сернуре в роскоши жили благочинный, 3 попа, диакон и 2 псаломщика, волостной староста, волостной писарь и его помощники, судья, врач, фельдшер, акушерка. Были две школы – одна церковно-приходская, помещалась в ветхом здании, земское двухклассное училище, где было 5 классов, обучалось в них около 100 человек. Училище помещалось в двухэтажном здании, сейчас здесь начальные классы средней школы. Была сельская библиотека. В центре села была церковь с высокой колокольней. На колокольне висело 4 больших и около 12 маленьких колоколов. Звонили колокола по праздничным праздникам, по воскресным дням и по другим случаям. Вокруг церкви был посажен сад, обнесенный изгородью. На большой базарной площади сейчас расположен Ленинский садик. Он заложен комсомольцами в 1930 гг. В центре села была усадьба епархиальной фермы. Гусев Епифаний Саввич служил в приходской церкви. Имел большую пасеку с рамочными ульями своей конструкции, ковшик для сгребания роев, желатиновую курилку (прообраз дымаря), шприц для осаживания роев, ножи для вырезки сот и другие. … При Сернурской опытной ферме имелся подсобный участок и пасека. При пасеке были созданы краткосрочные курсы, где учились крестьяне марийцы. Агрономы-опытники часто выезжали в марийские деревни с лекциями и докладами о земледелии и агрономической науке
Призыв (Сернур) 1968 г. № 138
Село Сернур во времена Николая Заболоцкого
Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня
Волостное марийское село Сернур находилось в 60 верстах от Уржума, на полпути от Казани в Вятку. В этом небольшом населенном пункте, состоящем из базарной площади, церкви, домов причта, волостного правления и двух улиц – Нурбель и Низовка, предстояло прожить семье Заболотских (Заболоцким поэт стал в 1925 году, вступив на профессиональный литературный путь) семь нелегких лет. Семья участкового агронома А.А.Заболотского оказалась как-то в стороне от местного торгового сословия, домов священников и более состоятельных людей в Сернуре. Алексей Агафонович по скудости средств не мог и не хотел стоять на равной ноге с ними. Свое растущее семейство он старался держать в строгости, руководствуясь взглядами, унаследованными с детства. Ему были свойственны многие черты старозаветной патриархальности, странным образом уживающиеся в нем с наукой и борьбой против земледельческой косности крестьян. Подрастающий старший сын чутко воспринимал взгляды отца, наставления матери, окружающую природу и жизнь. «А человеческая жизнь вокруг была такая скудная, - с горечью вспоминал Н.А.Заболоцкий о Сернуре. – Особенно бедствовали марийцы – исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету». Скудность царила и в начальной школе, куда он был определен вскоре. Большинство учеников были детьми крестьян.
Р.А.Бушков. Вятские версты Николая Заболоцкого – Киров 2013 г.
Революционные идеи в Сернуре Севернее Куженера находится Сернур, когда-то называвшийся селом Макаровым, а ныне это – крупный поселок городского типа, районный центр. Мало сохранилось историко-архивных документов о революционных событиях, происходивших в с.Сернур, хотя эти события оставили значительный след в жизни села. Сернурцы помнят о своем революционном прошлом большинство по устным рассказам. Как вспоминают старики, в 1905 г. в революционно-демонстрационном движении приняли участие местные учителя и работники сельскохозяйственной фермы земства. Свободолюбивым настроением отличались братья Веткины. Один из них работал на ферме земства и открыто вел революционную пропаганду среди своих односельчан. Революционно настроенные сернурцы поддерживали связь с ссыльными города Уржума и подпольной организацией г.Вятки. До сернурцев доходили листовки и прокламации, издаваемые Вятской и Уржумской организациями большевиков. Листовки эти передавались через крестьян, рабочих по найму в стороне, их сыновьями, учившимися в Вятке и Уржуме. В распространении революционных идей в Сернурской стороне немалую роль сыграли ссыльные большевики из Грузии и Латвии, после событий 1905 г. по злой воле жандармов оказавшиеся в с.Сернур. Местный корреспондент, пенсионер И.Пирогов в своих воспоминаниях, опубликованных 1 мая 1961 г. в Сернурской газете «Коммунар», рассказал о том, как в годы первой русской революции вблизи Сернура в д.Пирогово состоялась маевка, ставшая 1 из первых в Марийском крае. Организатором этого революционного мероприятия стал учитель Степан Пирогов, поддерживавший связи с ссыльными г.Уржума. Среди собравшихся на маевку были и крестьяне-марийцы. За организацию этой маевки учитель Пирогов был арестован царскими жандармами. Весной 1906 г. маевка состоялась в сам селе Сернур. Несколько учителей и рабочих фермы земства собрались в так называемом Епифаньевском саду и слушали небольшую речь местного учителя, тихо пели революционные песни.
К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г.
Пожертвования
Преподано Архипастырское благословение членам Сернурского кредитного товарищества за пожертвование в церковь села Сернура иконы Архангела Михаила в серебряно-позлащенной ризе стоимостью 172 рубля 65 копеек.
Вятские епархиальные ведомости – 1913 год №14
В селе Сернуре Уржумского уезда 6 декабря открылось общество трезвости; открытию общества способствовали земский начальник и бывший врач. В настоящее время число членов вновь открытого общества достигает 42, из которых около половины крестьяне. После молебствия происходили выборы членов совета. Затем общество постановило устраивать чайные на ярмарках и базарах, а также и народные чтения с туманными картинами, для чего решило приобрести волшебный фонарь.
Село Сернур Уржумского уезда. В пятницу 6 декабря в селе нашем было открыто общество трезвости, основанию которого много способствовал бывший сернурский врач А.К.Новицкий и местный земский начальник И.А.Груцин. Всех собравшихся (членов общества) было 42 человека. Пред открытием (общества трезвости) был отслужен молебен; затем были произведены выборы председателя и секретаря общества и членов совета. На первый раз было постановлено устраивать на ярмарках и больших базарах чайные, кроме того, устраивать с надлежащего на то разрешения народные чтения с туманными картинами, для коей цели решено тут же, на общем собрании, приобрести волшебный фонарь; в числе других наиболее интересных явлений – постановлено ходатайствовать пред министром внутренних дел о возможном скорейшем введении в Вятской губернии казенной продажи вина, при которой существующие теперь заведения такого рода частных лиц должны быть закрыты - и следовательно, эта столь обычная и вопиющая «винная кабала», если и не исчезнет сразу, то во всяком случае будет доведена до минимума. Среди членов вновь открытого общества много крестьян, едва ли даже не более половины.
Вятский край - 1896 г. № 146 | |
| |
Просмотров: 614 | | |
Всего комментариев: 0 | |