Сернур: история села

Воспоминания о Сернуре

 

 

Я помню село Сернур начала 20 века, оно ничем не отличалось от деревни. Площадь с церковью, волостное правление и домами причта и 2 длинные улицы, примыкающие к ней с двух концов: Нурбель и Низовка. Под прямым  углом этим улицам к площади примыкали две короткие улочки  - на одной  была сельская школа, а на другой больница.

 В селе Сернуре проводились базары – 2 дня в неделю по пятницам и воскресенье. А три раза в год – небольшие ярмарки: в день Благовещенска – 7 апреля и в Михайлов день – 21 ноября. Три  ярмарки проводились осенью по неопределенным  числам  - название ярмарки «Приезд». Из города Вятки выносилась большая  икона и выезжало духовенство: поп, диакон, псаломщик, певчий. Они ездили по селам и на день приезжали в Сернур.

На ярмарки привозилось много разных товаров, приезжали купцы из Уржума, Кукарска, Яранска и из других  городов.

Очень бойкая торговля на ярмарке шла лошадьми, стояли сотни лошадей по 4 ряда, начиная  с северной стороны около маленького моста «Арлан кувар» до моста у школы. Сейчас эта улица называется Советская.

На площади стоял лабаз для весов, взвешивались весовые товары.  Местные купцы много покупали хлеба.

В селе жило 4 купца: Горбунов, Кощеев, Милютин, Бурков. Они имели по несколько домов. В их квартирах жило начальство: земский начальник, судебный следователь, урядник и стражники. По служебным делам они выезжали на ямских лошадях, на тройках в повозке.

Кроме того, для забавы  имели своих собственных лошадей.

В Сернуре  в роскоши  жили благочинный, 3 попа, диакон и 2 псаломщика, волостной староста, волостной писарь и его помощники, судья, врач, фельдшер, акушерка.

Были две  школы – одна церковно-приходская, помещалась  в ветхом здании, земское  двухклассное училище, где было 5 классов, обучалось в них около 100 человек.  Училище  помещалось в двухэтажном здании, сейчас здесь  начальные классы средней школы.

Была сельская библиотека.

В центре села была  церковь с высокой колокольней.  На колокольне висело  4 больших и около 12 маленьких колоколов.  Звонили колокола по праздничным праздникам, по воскресным дням и по другим случаям.

Вокруг церкви  был посажен сад, обнесенный изгородью.

На большой базарной площади сейчас расположен Ленинский садик. Он заложен комсомольцами  в 1930 гг.

В центре  села  была усадьба епархиальной фермы. Гусев Епифаний Саввич служил в приходской церкви.  Имел большую пасеку с рамочными ульями своей конструкции, ковшик для сгребания роев,  желатиновую курилку (прообраз дымаря), шприц для осаживания роев, ножи для вырезки сот и другие.

… При Сернурской  опытной ферме имелся подсобный участок и пасека.  При пасеке были созданы краткосрочные курсы, где учились крестьяне  марийцы.

Агрономы-опытники часто выезжали в марийские деревни с лекциями и докладами о земледелии и агрономической науке

 

Призыв (Сернур)  1968 г.  № 138

 

Село Сернур во времена Николая Заболоцкого

 

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня

 

Волостное марийское село Сернур находилось в 60 верстах от Уржума, на полпути от Казани в Вятку. В этом небольшом населенном пункте, состоящем из базарной площади, церкви, домов причта,  волостного правления и двух улиц – Нурбель и Низовка, предстояло прожить семье Заболотских (Заболоцким поэт стал в 1925 году, вступив на профессиональный литературный путь) семь нелегких лет.

 Семья участкового агронома А.А.Заболотского оказалась как-то в стороне от местного торгового сословия, домов священников и более состоятельных людей в Сернуре. Алексей Агафонович по скудости средств не мог и не хотел стоять на равной ноге с ними. Свое растущее семейство он старался держать в строгости, руководствуясь взглядами, унаследованными с детства. Ему были свойственны многие черты старозаветной патриархальности, странным образом уживающиеся в нем с наукой и борьбой против земледельческой косности крестьян. Подрастающий старший сын чутко воспринимал взгляды отца, наставления матери, окружающую природу и жизнь.

 «А человеческая жизнь вокруг была такая скудная, - с горечью вспоминал Н.А.Заболоцкий о Сернуре. – Особенно бедствовали марийцы – исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету».

Скудность царила и в начальной школе, куда он был определен вскоре. Большинство учеников были детьми крестьян.

 

Р.А.Бушков. Вятские версты Николая Заболоцкого – Киров 2013 г.

 

Революционные идеи в Сернуре

Севернее Куженера  находится  Сернур, когда-то называвшийся селом Макаровым, а ныне это – крупный поселок городского типа, районный центр.

Мало сохранилось историко-архивных документов о революционных событиях, происходивших в с.Сернур, хотя эти события оставили значительный след в жизни села.

Сернурцы помнят о своем революционном прошлом большинство по устным рассказам. Как вспоминают  старики, в 1905 г. в революционно-демонстрационном движении приняли участие местные учителя и работники сельскохозяйственной фермы земства. Свободолюбивым настроением отличались братья Веткины. Один из них работал на ферме земства и открыто вел революционную пропаганду среди своих односельчан. Революционно настроенные сернурцы поддерживали связь с ссыльными города Уржума и подпольной организацией г.Вятки.

До сернурцев доходили листовки и прокламации, издаваемые  Вятской  и Уржумской организациями  большевиков. Листовки эти передавались через крестьян, рабочих по найму в стороне, их сыновьями, учившимися в Вятке  и Уржуме.  В распространении революционных идей в Сернурской стороне немалую роль сыграли ссыльные большевики из Грузии и Латвии, после событий 1905 г. по злой воле жандармов  оказавшиеся в с.Сернур.

Местный корреспондент, пенсионер  И.Пирогов в своих воспоминаниях, опубликованных 1 мая 1961 г. в Сернурской газете  «Коммунар», рассказал  о том, как в годы первой русской революции вблизи Сернура в д.Пирогово  состоялась маевка, ставшая 1 из первых в Марийском  крае. Организатором  этого революционного мероприятия  стал учитель Степан Пирогов, поддерживавший связи с ссыльными  г.Уржума.  Среди собравшихся на маевку были и крестьяне-марийцы. За организацию этой маевки учитель Пирогов был арестован царскими жандармами.

Весной 1906 г. маевка состоялась в сам селе Сернур. Несколько  учителей и рабочих фермы земства собрались в так называемом Епифаньевском  саду и слушали небольшую речь местного учителя, тихо пели революционные песни.

 

К.Васин.  По  памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г.

 

 

Пожертвования

 

Преподано Архипастырское благословение членам Сернурского кредитного товарищества за пожертвование в церковь села Сернура иконы Архангела Михаила в серебряно-позлащенной ризе стоимостью  172 рубля 65 копеек.

 

Вятские епархиальные ведомости – 1913 год №14

 

В селе Сернуре Уржумского уезда 6 декабря открылось общество трезвости; открытию общества способствовали земский начальник и бывший врач. В настоящее время число членов вновь открытого общества достигает 42, из которых около половины крестьяне. После молебствия происходили выборы членов совета. Затем общество постановило устраивать чайные на ярмарках и базарах, а также и народные чтения с туманными картинами, для чего решило приобрести волшебный фонарь. 

Вятская газета - 1896 г. №№ 38, 41

 

 

Село Сернур Уржумского уезда. В пятницу 6 декабря  в селе нашем было  открыто общество трезвости, основанию которого много способствовал  бывший сернурский врач  А.К.Новицкий и местный земский начальник И.А.Груцин. Всех собравшихся (членов общества) было 42 человека. Пред открытием (общества трезвости) был отслужен молебен; затем были произведены выборы председателя  и секретаря общества  и членов совета. На первый раз  было постановлено  устраивать на ярмарках и больших базарах чайные, кроме того,   устраивать с надлежащего    на то разрешения  народные чтения  с туманными картинами, для коей цели решено тут же, на общем собрании, приобрести волшебный фонарь; в числе других наиболее интересных явлений – постановлено ходатайствовать пред  министром внутренних дел о возможном   скорейшем введении в Вятской губернии казенной продажи вина, при которой существующие  теперь заведения такого рода частных лиц должны быть закрыты   - и следовательно, эта  столь обычная  и вопиющая «винная кабала», если и не исчезнет сразу, то во всяком случае будет доведена до минимума. Среди членов вновь открытого общества много крестьян, едва ли даже не более половины.

 

Вятский край - 1896 г. № 146

Категория: Уржумский уезд (южная часть) | Добавил: Дмитрий (09.10.2019)
Просмотров: 614 | Теги: Николай Заблоцкий, История Сернура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar