Вблизи от Куженера на тракте, ведущем из Йошкар-Олы в Сернур, расположилось старинное село Токтайбеляк. Это здесь во второй половине 19 века, на плечи крестьян легли новые податные тяготы, что вызвало с их стороны протесты. Крестьяне стали сопротивляться сбору все увеличивающихся податей. В 1889 г. жители Кораксолинской волости, куда входили и мужики из Токтайбеляка, подняли бунт и отказались платить подати. Для «восстановления духа и законности» и «приведения к повиновению своевольствующих» в Токтайбеляк прибыл в вице-губернатор Ратьков-Рожнов с батальоном солдат. 4 мая посреди Токтайбеляка солдаты начали пороть розгами непокорных мужиков. Высечено было свыше потораста человек. Среди избитых были не только токтайбелякцы, но и крестьяне близлежащих деревень. 1 из вожаков крестьянского движения Федор Фоминых был наказан 85 ударами розог. У крестьян-недоимщиков каратели конфисковали имущество и продали с торгов за бесценок. Многие бедняки, что бы срочно рассчитаться с задолженностью по податям, занимали деньги у местных кулаков, усугубив тем свою кабалу. Так печально закончилась попытка токтайбелякских крестьян освободиться от экономического гнета царского самодержавия. В Токтайбеляке, Корак-Соле, Токтар-Соле и других близлежащих деревнях старики и сейчас рассказывают предания о жестокости карателей, безжалостно избививавших крестьян – русских и марийцев, до нитки разграбивших их итак скудное имущество. Прошлое вспоминается как горькое и страшное время...
К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г.
Воспоминания Куклина Александра Петровича
Родился я 10 (23) марта месяца 1900 года в селе Токтайбеляк Уржумского уезда Вятской губернии. Теперь Куженерский район Марийской АССР. В ту пору это был достаточно глухой и темный уголок юга Вятской земли. Здесь среди холмов и оврагов, среди лесов и полей затерялись маленькие деревушки – русские, марийские и татарские. До ближайших городов добрая сотня верст. Жители редко выезжали за пределы своей волости. О такой жизни, отгороженной от остального мира деревянной околицей в шутку говорили: «В начале не было ни земли, ни неба, а только Вятская губерния». … По социальному происхождению я из крестьян. Приучаться к труду начал с 6-7 л возраста. Хозяйство у родителей было средняцкое. В детстве ни испытал особой нужды или голода. Ржаной хлеб и овсяную кашу я ел досыта. А витамины и сахарозы детвора добывала тогда сама. Пили березовый сок, ели зеленый горох, лакомились дикими ягодами, не брезговали и еловыми марешками. Летом бегали босиком. Правда, ноги как у петуха покрывались чешуей. Штанишки и рубашки были домотканые. Сапоги и ситцевые рубахи полагались только в особых случаях. О лаптях сейчас вспоминают больше с иронией. А тогда мои сверстницы, марийские девушки не знали иной обуви. Правда, они носили модные лапти индивидуального плетения в 12 лык. Я в детстве и юности растрепал тоже немало лаптей. В наших краях было очень много нищих. Нужда заставляла надевать суму и русских и татар и марийцев. Особенно бедно жили аборигены наших мест марийцы. Моя мать родила 8 детей. Но вырастила только 4. Такой высокий уровень детской смертности был типичен для большинства семей. В Марийской АССР теперь наверное забыли о трахоме. А тогда на каждом шагу встречались люди с печатью этой социальной болезни на лицах. Еще одно заболевание – корчи. От хлеба из ржи, пораженных спорыньей, начинались судороги. Люди от так хлеба корчились и умирали мучительной смертью. … Родители редко тратили деньги на покупку игрушек. Игрушки мы мастерили себе сами, вовлекали в наши игры котят, собак, ягнят, даже поросят. В общем обходились без заводских игрушек. … Пусть комсомольцы 70-х годов судят нас комсомольцев 20-х годов не особенно строго за то, что в детстве и юности мы ходили в церковь, участвовали в церковном пении и чтении и целовали попу руку. Мы не слушали радио, не смотрели телевизор, не ходили в театр. Прекрасный мир познавали через книги и созерцание красоты родной земли. Церковь привлекала своим многолюдием, возможностью и людей посмотреть и себя показать. Мы с равным интересом участвовали в крестном ходе по случаю прихода иконы Трифона Вятского чудотворца и на празднике ага пайрем в марийских мольбищах. А еще больше любили шумные ярмарки, веселые хороводы и свадебные поезда.
Бурные события 1917-1918 годов докатились и до наших глухих мест. Началась новая жизнь без земского начальника и станового пристава. Разбрелись кто-куда монахини Куженерского монастыря. В поповском доме нашего села открылся народный дом. Мужики в явочном порядке начали захватывать удельные, частные, монастырские и казенные леса. Весной 1917 года батрачил я у односельчанина С.А.Басова. Послал он меня за дровами на свою лесную дачу. На обратном пути меня задержали муж из соседней с дачей деревней и предложили дрова сгрузить, а самому убираться подобру-поздорову. А на прощание разъяснили, что теперь этот лес принадлежит «обчеству», а не Басову.
ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.35 а
Из села Токтайбеляк Уржумского уезда Вятский Край сообщают, что здесь крестьяне отказались дать кабатчикам приговор на открытие в селе кабака. Взамен же кабаков, говорят корреспонденты, у нас предполагается устройство воскресных чтений с волшебным фонарем и туманными картинами. В других селах нашего у есть уже земские библиотеки; наше село в этом отношении пока обойдено, и лицам, ищущим умственной пищи, приходится пробавляться чем Бог пошлет. | |
| |
Просмотров: 791 | | |
Всего комментариев: 0 | |