Ссыльные грузины в Туреке
Рассказ поэта Алексея Январева: В начале тридцатых годов 20 века в Уржуме, Мари-Туреке, Новом Торьяле, Сернуре проживало много грузин. Образованные. Постоянно читали газеты и журналы, спецлитературу. Держали тесную связь с Родиной. Задорно пели песни, лихо плясали. Любо было смотреть на них. Я хорошо помню черноглазого, кудрявого, всегда веселого 22-летнего, крепкого телосложения Элизбара Колотадзе. Жизнерадостный и общительный с людьми, он очень полюбился сернурской ребятне. Любезно мы его называли Элизбар. Он был отличным футболистом. Почему-то ему запрещалось участвовать на официальных матчах. На товарищеских встречах удивлял своей виртуозной игрой. Мы учились у него футбольному мастерству. В центре нашего села напротив больницы на большой площади расположен сад. До этого здесь была базарная площадь, а еще раньше стадион. Вечерами шла футбольная баталия между командами Нурбели и Низовки. Особо выделялся высокорослый, смуглый грузин. Он красиво останавливал грудью летевший мяч, опускал на ногу, остановив, обманным путем нескольких ребят, устремлялся к воротам, примерно метров с 20 пробил. Мяч, пролетев выше ворот, через улицу, с дребезгом, разбив стекло, влетает в окно дома, где проживала семья секретаря райкома. «Ой, вай-вай, я пропал», взявшись за голову обеими руками, садясь на землю, с горечью сокрушается Элизбар. Ребята, окружив его плотным кольцом, стараются его успокоить. Они вину потом на себя взяли. Помнится еще один случай. В одной из атак, он, как рыба в воде, выйдя вперед, с 25 метров пробил по воротам и попал во вратаря, и мяч ушел в аут. Вратарь лежал неподвижно. Думали, что умер. Игра прекратилась. Мы начали делать искусственное дыхание. Чуть погодя он открыл глаза, постепенно пришел в себя.
В.Конышев. Сернурские самоцветы – Йошкар-Ола 2008 г.
Мари-Турекская сторона с давних пор славится своими земляками. Еще в 1903 г. «Вятская газета» рассказывала о мастерах-самоучках из деревни Елки. Крестьяне этой деревни из-за высокой цены не смогли приобрести молотилку. Тогда Владимир Шабалин, «не последний кузнец и слесарь, он же столяр и маляр, высмотрел в подробностях устройство машины в Пилинской волости… вымерял все, прикинул, - сколько потребуется железа и прочих материалов и начал работу с двумя своими сыновьями. Молотилка вышла неплоха. К ней приделан привод молотить лошадью… Молотилка работает очень хорошо, на ходу легка и обмолачивает хлеб очень чисто. Сделана молотилка не хуже заводской». Далее газета отмечает: «Нужда мастеров делает. Бедность наша заставляет часто изобретать что-нибудь, применять в хозяйстве и ремесле свои приспособления в замену дорогостоящим заводским».
К.Васин. По памятным местам – Йошкар-Ола 1968 г.
Почти все населенные пункты Пиштанского, Опаринского сельсоветов строились в первой половине 19 века и назывались они починки. Церквей здесь еще не было. Поэтому дату бракосочетания создававшихся молодых семей, крещения нарождавшихся детей записывали в метрические книги близлежащих церквей. Так, например, починки Курба, Шоба, Большая и Малая Пиштанки, Зяблицево, Бирюки бракосочетания, крестины детей и отпевания умерших проводили в Илетской, Шоринской и Хлебниковской церквях.
В начале 19 века заметно возросло население Кичминской, Нолинской, Пижанской и ряда других волостей Уржумского уезда. Из-за нехватки пахотной земли и из-за вырубки лесов не хватало дров для обогрева крестьянских домов в морозные зимы. По другим причинам началось переселение крестьян в лесные места Хлебниковской, Турекской, Парангинской волостей Уржумского уезда, в верховья многих притоков рек Уржумки и Илеть. Люди выезжали из починков или деревень Старое Опарино, Конышево, Пиштанки, Зяблицево, Бирюки, Б.Бусыгино, Курба, Шоба, Лебедево и др. На новых местах новоселы давали своим новым поселкам названия тех же починков или деревень, откуда они выехали. В новых крестьянских хозяйствах в первую очередь люди построили землянки для жизни и начали рубить лес для жилых домов, хлевов, заготовлять для домашнего скота и всего домашнего инвентаря. В то время в сельском хозяйстве преобладала еще соха, деревянная борона, цеп для обмолота зерна от собранной ржи, овса и прочих зерновых культур. А в начале 20 века богатые крестьяне стали уже покупать в мастерских Уржума и Сернура железные плуги, молотилки, бороны с железными зубьями. Особенно большим спросом пользовались железные плуги из Нартасских мастерских.
На берегах Уржумки – Йошкар-Ола 2005 г.
| |
| |
Просмотров: 517 | | |
Всего комментариев: 0 | |