На рубеже 1-2 т. н.э. на правобережье Вятки начали продвигаться предки марийцев, вытеснившие древние удмуртские группы в бассейн Кильмези, а также Чепцы. Основным фактором, оказавшим влияние на развитие удмуртского этноса в последующий период, явилось постепенное заселение бассейна Вятки русскими, начало которого исследователи относят к рубежу 12-13 вв., укрепление их позиций на этой территории, утверждение превуалирующего влияния на местное население. Освоение Прикамья выходцами из русских княжеств проходило в русле общего процесса колонизации древнего русского населения Европейского северо-востока. Поскольку устойчивые торговые связи были установлены еще 2-3 столетия тому назад, по видимому, у поселенцев уже были достаточные представления о географических условиях края и его этническом составе. Полагают, что это были выходцы из Новгородских и Ростово-Суздальских земель, население которых к тому времени уже успело смешаться с жившими там до их прихода финно-угорскими мерянскими и муромскими племенами. Первоначально они заняли среднее течение Вятки и начали там основывать свои поселения, часто используя удобные для возведения укрепления мысы древних городищ, в т.ч. и тех, где к их приходу жили удмурты. Об этом свидетельствуют наличие до русского слоя на Никульчинском, Вятском и Подчуршинском городищах. По-видимому, укрепленные пункты были необходимы для обороны не только от местного финно-угорского населения, но и от волжских булгар, которым бассейн Вятки был хорошо известен и как 1 из основных путей торговли с северными народами через Северо-Двинский бассейн, и не мог ими не контролироваться. На характер взаимоотношений между местными жителями и пришельцами проливают свет некоторые письменные источники в частности, в «Повести о стране Вятской» рассказывается о том, как группа новгородцев в 1181 г. поднялась по р.Каме до устья Чусовой, откуда сухим путем перешла к истокам Чепцы; пройдя по р.Чепце, где попутно были пленены удмуртские городки, в ее устье с боем взяли стоявший там удмуртский «Болванов городок» и на его месте основали город Никулицын. Другая часть новгородского отряда прошла от устья верховьев Вятки, захватила марийский городок Кокшаров. Через некоторое время обе группы новгородцев объединились и общими усилиями построили новый город на Вятке, близ устья Хлыновицы, на высоком месте, именуемым Балясковым полем. Город был назван Хлыновым (впоследствии – Вятка и Киров). Процесс расселения русских на новых землях сопровождался военными столкновениями и ущемлением интересов жившего здесь населения. Избегая соседства с новопоселенцами, удмурты покидали свои населенные пункты и уходили в глубинные районы бассейнов Чепцы, Кильмези, а также на нижнюю Вятку и в прикамские районы, о чем свидетельствуют некоторые предания удмуртов и общая картина расселения воршудно-родовых групп. Очевидно, удмурты сначала оставляли районы средней Вятки, где сосредоточились первые русские поселенцы, постепенное возрастание которых и расширение ими территории стимулировало дальнейшее переселение коренного населения.
История Удмуртии с древних времен до 15 века – Ижевск 2007 г.
В 1648 г. государь Алексей Михайлович передал земли по рекам Косе и Святице, уже частично заселенные удмуртами, монастырским крестьянам, по-видимому принадлежавшим Верхочепецкой Крестовоздвиженской Пустыни, основанной старцем Гурием в 1606-1608 гг., неподалеку от селения Фаленки, вблизи впадения Святицы в Чепцу, и упраздненной после пожара 1769 года. Это вызвало волнения среди удмуртов, и они подали жалобу царю. Тяжба кончилась, к счастью, полюбовной мировой, которую заключили Пахом Кощеев с удмуртами о землевладении вдоль этих рек. Дальнейшее заселение русскими крестьянами здешних земель носило мирный характер, без насильственного перемещения удмуртов. Деревням, основанным рядом с удмуртскими, русское население давало парные названия. Например, Русские и Удмуртские Тимши, Русский и Удмуртский Сурвай, Русский и Удмуртский Порез. О том, что на территории района проживали коми-пермяки, народ родственно самый близкий к удмуртскому, говорят такие названия деревень и рек, как Лема, Верхолемье и Пермяки. Заселение нашего края русскими связано с широким расселением вольнопоселенцев на Вятской земле в конце 17 в., а также с реформами Патриарха Никона в Православной Церкви. Несогласные с нововведениями Никона раскольники-старообрядцы бежали в лесу Вятской губернии, где основывали свои поселения. В Унинском районе это деревни Мокрушата, Булатовцы, Антоновцы, Борисовцы, Большое Палкино, Филинцы, Князево, Корча, Казанцы, Телицыно. Основателем последней деревни был царский стольник, принадлежавший к поповскому толку, Василий Телицын.
Васильевых В. Очерки истории Унинского района – Нолинск 2007 г.
| |
| |
Просмотров: 403 | | |
Всего комментариев: 0 | |