Русская женская одежда в старину (Вятская губерния)

Русская народная одежда в конце 19-начале 20 века была разнообразной. Выделяется два вида женских костюмов. В первый входила рубаха с длинными рукавами, сарафан, фартук, пояс, головные уборы, обувь. Рубахи были как с прямыми «поликами» (наплечными вставками), таки с кокеткой. Кое-где отмечался и весьма старинный туникообразный вид рубах. Типичным для рубежа 19 и 20 столетия был вариант с прямыми «поликами». Такие рубахи кроились составными: верх (нагрудная, наспинная части и рукава) были из ткани более тонкой, нарядной, а низ (от талии) – из более темной, плотной. Спереди находился разрез, фиксировавшийся на манжет, в других – оформлялся оборкой и зауживался. Такие рубахи декорировались при помощи затканных полосок, узоров, вышитых композицией, кружевами. Украшаемыми деталями были полики, горловина, низки рубахи.
Другой вид рубах, носимых с сарафанами, - рубахи с кокеткой. Покрой их был в целом аналогичен покрою поликовых рубах, различия заключались лишь в оформлениии верха: появились ворот-стойка и кокетка. Рубахи с кокеткой были распространены в северных и средневятских территориях. В Лальско-Лузской округе у таких рубах орнаментируются практически все детали красно-черной вышивкой с крестом, цветочными «брокаровскими» рисунками.

Энциклопедия земли Вятской. Этнография, фольклор. Том восьмой – Киров 1998 г., с.199

 

 

Русские сарафаны были также нескольких видов. К наиболее старинным относится косоклинный. Обычно эти сарафаны имеют достаточно широкие наплечные лямки, а спереди – вертикальный ряд пришитых металлических ажурных пуговиц, «гвоздичной» тесьмы и т.д. Шились они из темно-синего, крашенного краской «индиго» холста, или из дорогих покупных шерстяных и шелковых тканей. Наиболее распространенными в конце 19-начале 20 века были прямые сарафаны. Они кроились чаще из семи полос холста, сшиваемых цилиндром и собираемые складками сверху. Лямки в верхней части пришивались спереди – прямо, сзади – углом. В разных районах губернии отмечены разновидности прямого сарафана - со вставленными в бока от талии клиньями, с оборкой по подолу; появляется сарафан с лифом. В одних случаях верхняя часть его шьется с широкими лямками и напоминает полуплатье, а в других – лямки узкие, но везде к лифу с изнанки пришивается холщовая подоплека.
Повседневные сарафаны выглядели скромнее, а праздничные украшались нашивками красочных лент по самому подолу и его оборке, полосами вышивки на контрастном фоне. Счиалось, что нарядность обеспечивается и материалом – покупным ситцем. Сарафаны у девушек и молодых женщин («молодушек») были более украшены, чем у маленьких девочек, старушек. Во множестве названий сарафанов, как правило, отражался вид ткани, из которой он был сшит: «достальник», «полугумажник» (с применением х/б нитей), «московец» (из «московского» ситца), «кумашник» (из кумача) и т.д.
Обязательным в этом одежном комплексе было ношение пояса. «Без пояса – грех…». Пояс снимали только тогда, когда гадали. Ведь он выступает как оберег от нечистой силы, поэтому при гадании, при вхождении в контакт с бесом нужно было пояс снять. Обычно пояс носили на сарафане, либо под ним, на рубахе. Концы красивых поясов украшались кистями, бомбошками. По всей длине пояса были разноцветные полоски, геометрические узоры, надписи. Пояса завязывали так, что концы их свешивались вниз, примерно до уровня края фартука. Иногда вместо пояса использовался шнурок, веревочка («гасник»).

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.199-202

 

Холст на одежду сами делали из льна. Льна выращивали много. Все заботы об одежде ложились на женщину. М.А.Крысов (1909) так рассказывает об этом: «Женщины в 20-е годы в нашей семье были как бы отделены от мужской половины, им предназначался определенный круг обязанностей: уход за скотом, детьми, прясть пряжу, ткать новины, шить нижнюю одежду, стирать белье. Надо было сеять, кроме ржи и овса, обязательно лен, но почему-то лен у нас родился плохо. Одевать было трудно большую семью, а купить на базаре было трудно из-за высоких цен. Денег было в хозяйстве мало, прежде надо было что-то продать, чтобы купить одежду. Вплоть до самой Октябрьской революции, да и после нее сами плели лапти, и эта обувь была самой главной для всех крестьян».
Итак, и взрослые и дети, и молодые и старики, и мужчины и женщины носили и верхнюю, и нижнюю одежду изо льна.
Холст мог быть очень многообразным по выделке (тонким, грубым, цветным, однотонным), смотря по тому, для какой одежды он предназначался. Мало кто сейчас представляет себе, сколько страданий могла причинять одежда из грубого холста. «Носить приходилось в основном самотканину. Не увидишь сейчас этой грубой рубашки и штанов, которые от соприкосновения с телом натирали его до корост, волдырей, и превращались нередко в чирьи, чесотку».

Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.94-95

 

Категория: Русские | Добавил: Дмитрий (11.05.2021)
Просмотров: 350 | Теги: Русская женская одежда в старину (В | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar