Анекдоты о вятчанах

На Южной Вятке были широко распространены (и отчасти бытуют до сего дня) многочисленные анекдоты о вятских людях. От них местные жители принципиально себя отличают, полагая, что они гораздо выше их по культуре и развитию.
Схожие сюжеты записаны и интерпретированы еще Д.К.Зелениным, хорошо известны в научной и научно-популярной литературе, однако варианты, слышанные нами в 1960-1970-е гг. от Е.Ф.Семибратовой, имеют определенную содержательную, а также речевую и стилистическую специфику.
В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь.
В пути их застала ночь. Попросились в ближайшей деревне ночевать. Случайно услышавший разговор братьев о том, «в каку сторону сани оглоблям-ту ставить» хозяин решил над ними пошутить и развернул средство передвижения оглоблями обратно. Ничего не подозревавшие братья отправились утром дальше, но один из них стал замечать, что они эти места уже видели, на что другой отвечал, что таковые могут быть не только у них. Когда же, доехав до собственной деревни, они узрели свою мать, между ними произошел следующий разговор:
«- Ванчо, ровно наша матушка по воду-ту идет?
- Какой наша! Али человек с человеком не сходится?!».
Неудача не сломила братьев, и в следующую свою поездку они благополучно купили в городе толокна. Когда же ехали обратно, то прорубь в реке, по льду которой переезжали, приняли за чашку. Решив похлебать «с устатку» толокна, высыпали туда целый мешок, но ничего не дождались. После того, как история повторилась и со вторым мешком, один из братьев решил, что «там, поди, на дне все устоялося» и, взяв ложку, нырнул в прорубь «помешать». Полагая, что тот все один «выхлебат», второй Ванчо тоже нырнул в прорубь.
Похоже, что в этом анекдоте соединено две разные истории, т.к. его вторая часть (о попытке пообедать толокном из проруби) существует в виде самостоятельного рассказа. В этом более пространном «классическом» варианте, зафиксированном Д.К.Зелениным, в прорубь прыгает «целая артель» ездивших за толокном «Иванов-Ванчей».

… Есть в работе этнографа {Д.К.Зеленина} и записанный в Яранском уезде сюжет о том, как вятчане «колокол из лык плели», удивляясь: «Щё это он не звонит: шлык да шлык?! – А он сшит из лык. – В заключение «колокол с колокольни упал да на крапивинке повис».
Малмыжский вариант о лыковом колоколе такой:
«Колоколо с церквы упало.
- Вань, оно, поди, три аршина в землю ушло.
- А кто его знат! Будём копать!
Три аршина копали, а колокола все нет.
- Э-э-э, Вань, дураки мы с тобой какие! Мучилися, старалися, три аршина землю копали. А колоколо-то вона – на крапивинке висело!».

В.К.Семибратов. Духовная культура русского населения вятского юга – Киров 2017 г., с.103-104

 

Категория: Русские | Добавил: Дмитрий (08.05.2022)
Просмотров: 4 | Теги: Анекдоты о вятчанах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar