/> /> /> />

Фото из архива краеведа Е.А.Новгородцева
В категории материалов: 22
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 »


Из ржи изготавливали и пиво, воистину целебный, практически безалкогольный напиток Русского Севера. Его варили к праздникам. Недаром знатоки называют «форпосты Великого Новгорода  - Великий Устюг, Лальск и Слободской своеобразными  северными «бавариями», где с особой  значительностью «жители деревни несут в одно место пол-куля ржи; кто-то командует этим – то есть зерно проращивают, делают солод, сусло, берут огромный (на 20 ведер) чан, кидают в него  раскаленные камни, чтобы будущее пиво кипело, пузырилось… В чан всыпают мешок хмеля, затем кладут соломенные маты – для фильтрации пивной гущи…   Процесс долгий и кропотливый, но руководят старики, но игра стоит свеч; пиво получается  великолепное, градуса четыре крепостью, отдающее солодом, его подают на сельских праздниках, после первых, тостовых, рюмок вина».

Русские | Просмотров: 344 | Добавил: Дмитрий | Дата: 09.08.2020 | Комментарии (0)

Сватать ходили чаще всего женщины (сваха, тетка, сестра жениха, иногда сама мать), однако известны случаи, когда сватали отец или крестный жениха. От сватовства зависело очень многое, поэтому существовали всевозможные поверья: сваха шла в дом жениха обычно вечером, окольным путем, обязательно  читала молитву или заговор, чтобы не было отказа. «В Котельничском уезде при свадьбах крестьянских, - пишет смотритель уездного училища Бажин в одной из самых ранних описаний свадьбы в «Вятских губернских ведомостях», - употребляются следующие обряды, - желающий жениться просит женщину высватать за него невесту, принявшая на себя эту обязанность называется свахой.

Русские | Просмотров: 362 | Добавил: Дмитрий | Дата: 01.07.2020 | Комментарии (0)

 С беременностью, например, связано такое поверье, записанное от жительницы д.Куженерка Надежды Ивановны Сухих: «Когда аборт делают, ребеночек не дается, отворачивается. Это Бог его упрятывает, а черти его тянут. А мать души губит – и его, и свою».  По ее же представлению, «пока баба с пузом ходит, у нее две души али три, если дитёв много в пузе».

Русские | Просмотров: 374 | Добавил: Дмитрий | Дата: 19.12.2019 | Комментарии (0)

Против села Котловки дно Камы очень углублено и имеет форму котла, отчего село и получило свое имя. Котел этот имеет до 24 сажен глубины, а в ширину до полуверсты. Верст на 20 выше, против елабужского чортова городища также очень значительная глубина. Это-то 20-верстное пространство реки и было главным местожительством Камской белуги, доходящей иногда до огромной величины – от 50 до 100 пудов.
Белугу ловили здесь следующим образом. Строилась довольно большая лодка, 4-х или 6-весельная, в которую кладется винтообразно веревка, толщиною в два пальца, длиною от 50 и до 100 сажен, с приделанными к ней несколькими петлями
.

Русские | Просмотров: 401 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.12.2019 | Комментарии (0)

Питание в деревне было строго распределено по постам и мясоедам, кроме того, соблюдались постные дни в течение недели: понедельник, среда, пятница. Пищу сразу готовили на весь день. Воду не пили, потому что постоянно на столе стоял большой кувшин с квасом. Ели все из общей чашки. Квас варили из солода в бочках и держали в погребе. На праздники делали черное пиво, непьяное, без сахара. А если положить сахар, то получалось пьяное пиво, которое готовили на свадьбы. Сушили на всю зиму грибы, из сухой рыбы варили щи.

Русские | Просмотров: 411 | Добавил: Дмитрий | Дата: 29.11.2019 | Комментарии (0)

На Вятке, как и во многих других северных губерниях, приметы, предвещавшие смерть, были сходными. Смерть предвещали различные действия в доме: скрип стен, балок, образование трещин, выпадение мха из стен наружу, падение икон и т.п. Приметы вне дома также могли предвещать смерть: упала звезда, на чьем-то поле пустые места. Наблюдали и за поведением животных или птиц: собака воет на дом, курица закричала по-петушиному, филин или сова сели на дом, ворон закаркал, сев на крышу, воробей или ласточка влетели в избу, мышь пробежала по человеку и т.д.

Русские | Просмотров: 383 | Добавил: Дмитрий | Дата: 29.11.2019 | Комментарии (0)

Россия – это страна блинов, пирогов и ватрушек. М.Д.Бакулина (1904): «В простой день кашу варили, молоко, лапшу, селянку, кисели со сметаной: гороховый, овсяный с льяным маслом – блины с мороженым молоком. Каждое воскресенье стряпали ватрушки, пироги морковные, свекольные, капустные».

Русские | Просмотров: 414 | Добавил: Дмитрий | Дата: 26.11.2019 | Комментарии (0)

Праздники в то время отмечали по-иному. К празднику готовились. Что-то новенькое одеть разрешат только в праздник. Только пекли ватрушки, варили суп (мяса было мало, только по праздникам варили мясной суп). Начинали собирать стол, стелили чистую скатерть, на стол ставили все угощения и домашнее пиво или сваренный квас. Вся семья садилась за стол. Отец играл в гармонь-однорядку, пели песни, иногда плясали. Большие праздники отмечали всем селом.

Русские | Просмотров: 398 | Добавил: Дмитрий | Дата: 26.11.2019 | Комментарии (0)

Основу мужского костюма составляла рубаха и штаны («порты»). Будничные рубахи были домотканные, в характерную красную красно-белую клетку, в праздничные – из покупных однотонных тканей. В покрое повседневных рубах обнаруживались и старинные черты кроя, в частности – прямой рукав. У праздничных рубах рукав модный – втачной. Различным было и оформление ворота. У рубах-косовороток разрез на груди располагался как прямо, так и наискосок; иногда рядом пришивался маленький карман. В начале 20 века распространились и отложные воротники. Ворот, рукава и подол у мужских рубах украшался вышивкой. Рубахи носили навыпуск, подпоясывая тканым поясом или «ремнем».

Русские | Просмотров: 404 | Добавил: Дмитрий | Дата: 26.11.2019 | Комментарии (0)

Среди представителей других губерний, простодушный на вид и сохранивший старину вятчанин пользуется незавидной репутацией. О вятчанах сложилось почти столько же анекдотов и присловий, сколько пресловутых пешехонцах. Доминирует название вятчан слепородами: вячкой слепень наехал на пень, да и кричит: своротитё (местное произношение); «Эй буди Ванчё, полезай на каланчё (=колокольню), буди богородичу ведут: в энотовой шубе, да и колчё в губе» (вели медведя).

Русские | Просмотров: 575 | Добавил: Дмитрий | Дата: 26.11.2019 | Комментарии (0)


1-10 11-20 21-22