Марийская семья. Старинное фото
Се бо блаженный епископ Стефан, божий человек, живяше посреде неверных человек, ни Бога знающих, ни закона ведящих, молящиеся идолом, огню, и веде, и каменю, и золотой бабе, и кудесником, и велехвом, и древью. А се живущеим около Перьми имена местом и странам и землям иноязычным: Двиняне, Устюжане, Велыжане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Сирнане, Галичане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоеды, Пертасы, Пермь великая, Гамаль Чюсовая. |
Я не мог приметить того, что пишет Стралемберг о дворах Чувашских, якобы у них все избы дверьми на полдень строятся; ибо, хотя я сам ни в одной чувашской деревне не был, однакож чувашский толмач, которое долгое время у них жил и в Казани мне дан был, Стралемберговы объявления ни мало не подтвердил. |
В народе есть предание, что в древние времена, еще до поселения в здешней местности вотяков место городища сооружено обитавшим будто бы здесь ранее народным племенем, называемом чутью, время переселения которого никто не запомнил
Прочие народы: башкиры и другие... |
Просмотров: 424 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 18.10.2019
| Комментарии (0)
|
Слухи и рассказы о таинственном идоле дошли и до иностранцев: ректор Краковского университета Матвей Мехов в своей книге «Сочинение о двух сарматиях», изданной в 1517 г., поведал миру, что в Московии, за областью, называемой Вяткою по дороге в Скифию стоит большой идол – Золотая старуха, которую племена чудь весьма чтут и поклоняются ей. Никто, проходя поближе, даже охотники, преследуя зверя, не минуют идола с пустыми руками, без приношения.
Истоки. Первые летописные сведения о Прикамском крае |
Просмотров: 422 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 18.10.2019
| Комментарии (0)
|
Черемисы, которые живут по правую сторону Волги и Кузмодемьянска, говорят иным наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по левую сторону, так что одни других в речах и разуметь не могут. Можно было бы думать, что в черемисском языке разность произошла может быть по близости от чувашского и мордовского языков; токмо то неправда, ибо оный язык особливое наречие… |
… По социальному происхождению я из крестьян. Приучаться к труду начал с 6-7 л возраста. Хозяйство у родителей было средняцкое. В детстве ни испытал особой нужды или голода. Ржаной хлеб и овсяную кашу я ел досыта. А витамины и сахарозы детвора добывала тогда сама. Пили березовый сок, ели зеленый горох, лакомились дикими ягодами, не брезговали и еловыми марешками. Летом бегали босиком. Правда, ноги как у петуха покрывались чешуей. Штанишки и рубашки были домотканые. Сапоги и ситцевые рубахи полагались только в особых случаях. О лаптях сейчас вспоминают больше с иронией. А тогда мои сверстницы, марийские девушки не знали иной обуви. Правда, они носили модные лапти индивидуального плетения в 12 лык. Я в детстве и юности растрепал тоже немало лаптей. |
У отца надел земли был маленький, хлеба не хватало до нового урожая, поэтому нужно было каждый год с лета делать хлебный запас. Отец брал за хлеб полосы хлебные жать и поснопно и поденно у кулаков. И всей семьей жали до конца жнитвы – жатвы у разных хозяев. По воскресным дням отец с матерью не ходили жать, считали грешно жать в воскресенье, но нам они разрешали ходить в наем жать и зарабатывать деньги расходовать на покупку разных украшений для марийских костюмов, рубашек, шовыр и на покупку платков. Кроме этих работ еще с малых лет 8-9 лет в каждое лето сосед нанимал меня возить навоз к одному священнику – богатому Фаддееву на 2-3 недели |
… В деревне Сухоречье, также как и в окружающих деревнях, жили беженцы германской империалистической войны, граждане Гродненской губернии. Они были размещены в отдельных домах у тех крестьян, которые имели по два дома. Среди беженцев был скрипач по имени Сильверст, который очень часто играл на скрипке, для танцующей молодежи
Иностранцы и военнопленные |
Просмотров: 453 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 17.10.2019
| Комментарии (0)
|
Каждый дом (семья) имела в этом кусото священное дер (онапу). Заранее варили квас в нескольких домах, чаще в 3 (это определяется по жребию). С жителей деревни собирались деньги для покупки скота для жертвоприношений. Картами были деревенские мужчины. |
1 декабря 1920 г. заведующий отделом товарищ Майоров выехал по партийной работе. В отделе кроме 1 инструктора-организатора никого не было, поэтому работа кроме ведущей переписки не велась. Попутно заведующим, командированным совершенно немарийскую местность, велась в 2 волостях среди мари политическая работа |