Марийская семья. Старинное фото
Человек вырастал в атмосфере песни, дышал, жил ею. Без песни были немыслимы посиделки (вечерки). Проблемы одиночества среди молодежи не было. На вечерке любой парень мог легко познакомиться и свободно поговорить с любой девушкой. «В вечеринку обычно все расходились по парам, одна из которых водила. Водящие подходят к каждой паре и спрашивают: «Люба ли?». Если не люба, то эту девушку забирают, спрашивают, кто люба, и приводят ее» (А.И.Веретенникова, 1913). |
В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь. |
Починок Мало-Ключевский Ключевской волости Глазовского уезда. Хозяйство Каркина Василия Романовича. Хозяин указывался как: крестьянин, вотяк, земледелец, 61 года, неграмотный. Семья его была большая: три сына 27-14 лет, внук 5 лет, жена, сноха, две дочери 25 и 11 лет, внучка 2 лет. Внуки были, скорее всего, от старшего сына 27 лет, который на момент переписи был мобилизован и отсутствовал 24 месяца. Также как и отец, мать, сестры и жена, он был неграмотный, но грамотными были два его младших брата 17 и 14 лет. |
В некоторых селениях Тожсолинской волости (Яранский уезд) существует суеверный обычай, под названием «шипшины». Например, заболит у какой-нибудь женщины голова, то чтобы излечиться от этой головной боли, она обещается сделать шипшину.
Яранский уезд (южная часть) |
Просмотров: 261 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 08.05.2022
| Комментарии (0)
|
Русских в губернии более ¾ всего населения (2,912 тысячи); они живут во всех уездах и везде своим числом превышают всех инородцев вместе. Города же и заводы населены почти исключительно одними русскими. Русские, составляющие городское население, ничем не различаются от жителей других городов России; сельское же русское население, т.е. крестьяне несколько разнятся от крестьян соседний губерний: вятские крестьяне пониже ростом, приземисты и более невзрачны и серы на вид; по характеру вятчане кажутся простоватыми, неповоротливыми, но на самом деле сметливы и далеко не так просты, что доказывается обширным развитием различных промыслов и ремесел. |
Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек. |
Абашевы
Родословие: Вятская губерния (южная часть) |
Просмотров: 300 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 16.01.2022
| Комментарии (0)
|
«Кужу Уп ушли на войну, чтобы помочь нашим воинам одержать победу над врагом. И везде был слышен их плач да причитания, когда они уходили из наших мест. А перед уходом дали наказ людям кормить их в их отсутствие скотину. Скотиной же Кужу Уп оказались крысы. Вот и живут теперь крысы везде, где и человек…» |
Из угощений пекли блины и лепили подкоголь (варенки с мясом). Чтобы урожайный год был урожайным на картофель, на столе обязательно присутствует печеная картошка. Наши предки считали, что надобно задобрить угощением Васликува и Васликугуза (праздничных духов), чтобы после они в течение года помогали во всех делах. |
На основании целого ряда доказательств можно полагать, что мари не являются первыми или древнейшими насельниками занимаемой ими теперь территории. Сама разбросанность пунктов поселений современных мари среди разных народностей говорит о том, что процесс заселения ими своего настоящего местожительства совершился неодновременно, происходил в сложной исторической обстановке и сопровождался целым рядом событий, имевших решающее значение в истории народа. Когда же расселились мари по данной территории, где они обитали раньше и что заставило их бросать одни насиженные места и переходить на новые? |