Марийская семья. Старинное фото
До недавнего времени у вотяков сохранялись также пережитки группового брака – остатки господствовавшего в старину родового строя. Эти пережитки группового брака выражались в свободе половых сношений между девушками и молодыми людьми; такая свобода, трактовавшаяся как «половая распущенность», неоднократно отмечалась в этнографической литературе, как нечто из ряда вон выходящее: «Все наблюдатели вотского быта единогласно свидетельствуют, что девушки пользуются у вотяков безграничной свободой в своих отношениях с мужчинами: «Парень девушку не любит, - говорит вотская пословица, - бог не любит». |
У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из деревня. По технике изготовления она различается на: |
Русская народная одежда в конце 19-начале 20 века была разнообразной. Выделяется два вида женских костюмов. В первый входила рубаха с длинными рукавами, сарафан, фартук, пояс, головные уборы, обувь. Рубахи были как с прямыми «поликами» (наплечными вставками), таки с кокеткой. Кое-где отмечался и весьма старинный туникообразный вид рубах. Типичным для рубежа 19 и 20 столетия был вариант с прямыми «поликами». Такие рубахи кроились составными: верх (нагрудная, наспинная части и рукава) были из ткани более тонкой, нарядной, а низ (от талии) – из более темной, плотной. Спереди находился разрез, фиксировавшийся на манжет, в других – оформлялся оборкой и зауживался. Такие рубахи декорировались при помощи затканных полосок, узоров, вышитых композицией, кружевами. Украшаемыми деталями были полики, горловина, низки рубахи. |
При вступлении в Вотскую землю русские тотчас же встали во враждебные отношения к вотякам и выступили с оружием в руках против местных жителей. Кокшар и Болвановское городище были взяты силой, с боя, и русские прогнали отсюда вотяков. Несколько позднее русскими был основан центральный пункт своих колоний, ставший главным городом русских селений на Вятке – Хлынов. Вотяки оказывали упорное сопротивление русским пришельцам, распространявшим свои поселки по Вотской земле. Летописец рассказывает, что когда русскими были основаны в окрестностях Хлынова села Волково и погост у устья Просницы, то вотяки сожгли построенные здесь церкви, и русским пришлось отказаться от возобновления их на месте, а построить церкви для этих сел в Хлынове. Летописец говорит, что между русскими и вотяками было много битв, кончавшихся всегда поражением вотяков. В память этих битв русскими был установлен крестный ход из с.Волкова в г.Хлынов, причем вместе с иконами были носимы и вотские стрелы, как трофеи победы. |
Мари (муж, мужчина) небольшая народность финского племени, его восточной группы. В настоящее время мари проживают, главным образом, в пределах Марийской автономной области, где, по данным всесоюзной переписи 1926 года, их насчитывается 280725 человек. Но, кроме того, мари обитают и в других областях, республиках и губерниях, в большинстве примыкающих к МАО, как-то: в Татреспублике -13130 чел., Чувреспублике – 316 чел, Башреспублике – 79298 чел., Вятской губ. – 59442 чел., Нижегородской губ. – 3935 чел, Костромской губ. – 1 чел., Уральском крае - 18820 чел., Сибирском крае – 878 чел., Иваново-Вознесенской губ. – 39 чел. И Дальневосточной области – 348 чел., всего – 456932 чел. |
В настоящее время вотяки обитают к северо-востоку от того района вокруг слияния Волги и Камы, который был нами очерчен как местность первоначального обитания вотяков в Среднем Поволжье. Вотяков совершенно нет на правой стороне Волги, нет их также к югу от Камы, между р.Белой и Волгой; на правой стороне р.Вятки они занимают в настоящее время лишь небольшой островок среди татарского населения в северной части Арского и Мамадышского кантона. В пределах Марийской области и Чувашской области вотяков вовсе нет, что составляет резкую противоположность обилию здесь вотских речных названий, несомненно свидетельствующих о том, что вотяки тут жили когда-то. |
Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки – хура сакар. |
В основе традиционного костюма у женщин – туникообразная кепе – рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и алат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри – из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины 19 века анатри тоже носили белые рубахи). |
Рыжие волосы, впалые щеки, желтовато-красное, веснушчатое лицо, маленькая бородка, узкие подслеповатые глаза, - вот наружность вотяка. Русские зовут вотяков «мышь», - за их низкий рост и тщедушное сложение. Вотяк вял и неповоротлив, часто нечистоплотен; но трудолюбив и бережлив. Смирный и безобидный, но под влиянием кумышки способен к зверскому преступлению. Общественные инстинкты развиты сильнее, чем у русских; работы всей деревней - в большом обычае: косить или жать начинают всегда с общего согласия; друг друга никогда не выдадут. |
Дореволюционное прошлое марийского народа - это тяжелый труд, беспросветная нужда и беспощадное угнетение. На протяжении нескольких столетий грабили и физически уничтожали этот честный, трудолюбивый народ царские чиновники, помещики, капиталисты, кулаки и попы. Лишенные всяческой лечебной помощи, марийцы тысячами гибли от малярии и туберкулеза, от систематического недоедания, слепли от трахомы. |