Марийская семья. Старинное фото
В Уржумском и Яранском уездах живет очень много черемис: в первом свыше 78 тыс., во втором свыше 56 тыс.; кроме того их немало (10 ½ тс.) в Малмыжском уеде и 7 ½ тс. В Елабужском. Во всей Вятской губернии черемис насчитывается 155 тс. Человек; в Казанской – еще более. Это финский народ, но он в глубокой древности заимствовал от своих соседей тюркский язык, которым говорит и теперь. В Вятской губ. живут т. наз луговые черемисы (в противоположность горным, на правой стороне Волги), которые очень мало подверглись обрусению. |
Согласно удмуртским поговоркам жизнь начинается с женитьбы («улон кышно басьтонысен кутске») и что хорошая жена – половина хозяйства («умой кышно – жыны юрт»). Вот какое значение придавалось вступлению в брак! А значительное событие надо было и оформить соответствующим образом. Поэтому вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами, выполнение которых, с точки зрения их исполнителей, должно было обеспечить будущую благополучную и счастливую жизнь супругов. |
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни. |
А того же 1759 года сентября дня по данным в тое Казанскую губернскую канцелярию Царевококшайского уезду выборные волости Большой Мананской деревни Пичунурки ясашной крестьянин Федор Парфенов да ис черемис новокрещен Иван Федоров доношениями объявили: по имянному е.и.в. указу в городе Царевококшайске построена для обучения иноверцев и иноверческих детей школа. И на построение оной всякие лесные припасы заготовляли и возили того Царевококшайского уезду обыватели без платежа им за ту работу денег. И в том де причинилось им убытку немалое число. |
Обряды при погребении и поминовении усопших исполняются ими согласно установлению святой Церкви. Одно лишь несколько отличий их от всеобщего обыкновения христиан, именно: в день погребения или поминовения присных своих они принос в церковь только один мед, без символического пшена, который при поминовении бывает заменяемо у них кусочком пшеничного хлеба, обмакнутого в мед. Женщина, поминая мужа своего, при вкушении указанного хлеба, сказала: «Дай Бог, чтобы ему там было сладко, приятно». |
Язык сернурских мари, как и моркинских, считается наиболее свободным от посторонних примесей и влияний. Слов, непонятных для моркинских мари, употребляется очень мало … Русских слов усвоено также очень мало (например, бумага – кумага и пр.). С другой стороны и русское население усвоило отдельные марийские слова (например, варакш – ястреб, киса – синичка, шояк - хвастун, отсюда шаячить – поболтать от нечего делать., пашкар – затычка, шыпаком – втихомолку и пр.). |
Избы строятся и селения располагаются по русскому образцу, но следы старых селений и жилых строений еще остаются: кое-где можно встречаются беспорядочно расположенные селения и, как исключение, курные избы. Широкие нары в избе, составлявшие раньше особенную внутренность устройства их жилищ, теперь выходят из употребления. В составе надворных строений можно встретить «кудо» или летнее помещение, впрочем, малораспространенное здесь. |
Одной из сохранившихся традиций марийского народа являются гулянья. Гулянья организуются как по религиозным, так и по светским праздникам. Если раньше гулянья собирались в деревенских избах, выкупленных молодежью у одиноких вдов, женщин, старушек, но теперь местом для гуляний зимой являются Дома культуры, клубы, а летом – просто улица. |
Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская хотя от здешних чудских земель отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами… Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете. |
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной. |