Марийская семья. Старинное фото
Праздники в то время отмечали по-иному. К празднику готовились. Что-то новенькое одеть разрешат только в праздник. Только пекли ватрушки, варили суп (мяса было мало, только по праздникам варили мясной суп). Начинали собирать стол, стелили чистую скатерть, на стол ставили все угощения и домашнее пиво или сваренный квас. Вся семья садилась за стол. Отец играл в гармонь-однорядку, пели песни, иногда плясали. Большие праздники отмечали всем селом. |
Основу мужского костюма составляла рубаха и штаны («порты»). Будничные рубахи были домотканные, в характерную красную красно-белую клетку, в праздничные – из покупных однотонных тканей. В покрое повседневных рубах обнаруживались и старинные черты кроя, в частности – прямой рукав. У праздничных рубах рукав модный – втачной. Различным было и оформление ворота. У рубах-косовороток разрез на груди располагался как прямо, так и наискосок; иногда рядом пришивался маленький карман. В начале 20 века распространились и отложные воротники. Ворот, рукава и подол у мужских рубах украшался вышивкой. Рубахи носили навыпуск, подпоясывая тканым поясом или «ремнем». |
Среди представителей других губерний, простодушный на вид и сохранивший старину вятчанин пользуется незавидной репутацией. О вятчанах сложилось почти столько же анекдотов и присловий, сколько пресловутых пешехонцах. Доминирует название вятчан слепородами: вячкой слепень наехал на пень, да и кричит: своротитё (местное произношение); «Эй буди Ванчё, полезай на каланчё (=колокольню), буди богородичу ведут: в энотовой шубе, да и колчё в губе» (вели медведя). |
Народ этот, пишет Риттих, в общей сложности сильный и красивый, в особенности женщины, которых профиль отличается какою-то изящностью и приятным очертанием. Мущины высокого роста, плотные широкоплечие, мускулистые. Их добродушное лицо выражает здоровье и крепость.
Прочие народы: башкиры и другие... |
Просмотров: 423 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 26.11.2019
| Комментарии (0)
|
Одежда вообще сходна с русскою. Но идеал красоты – толстые ноги, для чего женщины носят толстые, и непременно черные, онучи, поверх их кожаные чулки и лапти. Русские прозвали их за это «черноногими барынями» и даже в песне воспеваются, от лица чувашина, «толсты ноги баские» (т.е.красивыя). женская рубашка всегда вышита, как по подолу, так и вокруг шеи и на груди; у девушек на груди одна вышивка, наподобие креста с венком, а у замужних две. Женский головной убор (хопша) бывает различный: в одних местах очень низкий, так что едва закрывает лоб и виски в других местах высокий как бурак. |
В Казанском прикамьи живут еще два инородческих племени, с которыми больше в прикамском крае мы негде не встретимся. Это чуваши и мордва. Уезд. город Казанской губ. Чебоксары называют не без основания «чувашскою столицей». Немало чуваш и около Камы, - в у.у. Чистопольском и Лаишевском. |
Мужской костюм состоял из длинной рубахи с глухим воротом, жилета, штанов. На голове носили «тюбетэй», а на ногах сапоги из качественных кож или лапти. |
Традиционные похоронные обряды состояли из следующих моментов. После смерти на грудь покойника клали ножницы, нож или что-нибудь железное, «чтобы грудь не вздулась», «чтобы джинн не тронул». Женщину покрывали платком, а мужчину – полотенцем. Поверх клали еще платок (полотенце, кусок ситца), предназначавшийся тому, кто будет обмывать покойного. Этот обряд назывался «покрывать» и проводился самым близким человеком. |
Праздник сюнбель (девы) приурочивается к дням календарного осеннего равноденствия 21-23 сентября. Само рождение Сюнбели приходится на 24 августа, когда Солнце входит в созвездие Девы, находясь там до 23 сентября. В этом отношении праздник противоположен Наурузу, который отмечается 21-23 марта как начало Нового года, отражая момент вступления Солнца в созвездие Овна (в день весеннего равноденствия). |
Науруз (новруз): буквально означает «новый день», т.е. первый день нового года, день весеннего равноденствия, 22 марта. Внедрен после принятия ислама Волжской Булгарией в 10 в. И с распространением арабской письменности и проникновением системы летоисчисления арабской и персидской хиджры («Камария», «Шамсия») со счетом дней в году согласно религиозным обрядам ислама. Первоначально, вероятно, также был связан с тенгрианским солнечным культом. В прошлом – праздник Нового года. В настоящее время в нашей республике отмечается как праздник проводов зимы и встречи весны. |