КРЫЛОВ Василий Дмитриевич, священник

КРЫЛОВ Василий Дмитриевич: священник. Родился в духовной семье в 1877 г.  Окончил Казанскую учительскую семинарию в 1896 г. 24 мая. Работал учителем в земской школе с 1896 по 1902 гг. Определен по прошению на диаконское место к церкви с. Нылги-Замьи Сарапульского уезда 22 мая 1905 г. Служил священником в с.Тортым с 11 окт. 1906 г., согласно прошению перемещен к Глазовскому Преображенскому собору 15 марта 1915 г.

Проходил должности: председатель инородческой переводческой комиссии, окружным инородческим миссионером. Состоял членом Вятского миссионерского общества.

Награды: набедренник (1911 г.), скуфья (1915 г.).

«В мае После Февральской революции Крылов стал видным деятелем удмуртского культурно-просветительского движения. Свое исследование об этом периоде его жизни провел глазовский историк Глеб Александрович Кочин: 1917 г. в Казани состоялся съезд мелких народностей Поволжья. В составе его Вотской секции работал приглашенный в качестве делегата съезда священник Глазовского Преображенского собора о. Василий Крылов. Вместе с ним в работе секции принимали участие другие выдающиеся представители удмуртской интеллигенции, такие как И.С. Михеев и Т.К. Борисов. Был обсужден ряд важных вопросов: об организации удмуртов на местах, о кооперации, о приходской жизни, о народном образовании.

Удмуртская секция съезда назначила о. Василия ответственным редактором «вотской» газеты «Удморт», преобразованной из газеты «Войнаысь ивор», издаваемой в Вятке на удмуртском языке. Об общественно-политических взглядах отца Василия можно судить по одной из его редакторских статей: «О Боже! Помоги нам, удмуртам, встать на ноги, помоги нам обрести достоинство и стать наравне с русским народом».

В мае 1917 г. было создано «Глазовское культурно-просветительное общество вотяков». Членами общества состояли священники, фельдшера, военные, чиновники, крестьяне. По словам Е.Ф. Шумилова, оно было создано по инициативе духовенства – наиболее«образованного круга удмуртов». Председателем оргбюро общества избрали его основателя – священника Глазовского Преображенского собора Крылова. О. Василий, имеющий за плечами колоссальный опыт и знания, без сомнения, являлся наилучшим кандидатом на сложный и ответственный пост председателя подобной  организации. Кроме о. Василия, по документам известны, как минимум, имена еще двух служителей культа – участников просветительского общества - священники Ефим Чирков и Георгий Главатский.

В сентябре 1917 года, по инициативе председателя священника Крылова, Глазовское общество обратилось к властям с предложением ввести обучение удмуртскому языку в глазовских учебных заведениях. Преподавателем должен был стать сам о. Василий. Расходы на оплату труда учителя и приобретение учебных книг и пособий должно было взять на себя уездное земство.Кроме того, в ноябре общество ходатайствовало перед новым правительством об открытии удмуртской учительской семинарии в Глазове или Глазовском уезде.

В январе 1918 г. «Глазовское культурно-просветительное общество вотяков» под председательством о. Василия Крылова приняло компромиссное решение: чтобы не стать слепым орудием враждующих сторон, обществу и его членам необходимо держаться   строгого   нейтралитета.

Третий  Глазовский  уездный  делегатский съезд удмуртов состоялся 10 марта (25 февраля) – 12 марта (27 февраля) 1918 г. На нем присутствовали 77 делегатов от крестьян и 37 членов общества. Следуя прежним правилам, участники открыли заседания молебном. Было принято решение о поддержке Советской власти, затронуты вопросы о здравоохранении, религии, издания газет и журналов, «обучение детей в начальных училищах» на родном языке.

 Решением съезда «Глазовское культурно-просветительное общество вотяков» было преобразовано в «Глазовское национальное общество «Удморт»». Съезд был закрыт торжественным провозглашением «многолетия» его главному инициатору – о. Василию Крылову «за его многолетнюю, упорную и трудную деятельность на ниве вотского просвещения и за самое активное участие в дни свободы в организации культурно-просветительского общества вотяков».

  В первых числах апреля на собрании членов общества о. Василий попросил снять свою кандидатуру на должность председателя правления. По предположению исследователя Н.П. Павлова, священник взял самоотвод, не желая «осложнять свои отношения с местными органами Советской власти». Скорее всего, «много значил его сан служителя культа».

Но священник все равно продолжал   заниматься  делом народного  и  культурного  строительства. По сведениям Е.Ф. Шумилова, он оказался в числе четырех священников-удмуртов, избранных депутатов для участия в первом всероссийском съезде удмуртов в Елабуге. Елабужский съезд состоялся 13 (26) – 14 (27) июня 1918 г. и стал важной ступенью к образованию удмуртской автономии.

В июле 1918 г. «Глазовское национальное общество «Удморт»» прекратило свое существование. В 1919 г. священник Крылов, по словам Е.Ф. Шумилова, «испытывая депрессию от своей ненужности, бросился в том же году под поезд»...С нашей точки зрения, причина смерти о Василия вызывает сомнения. Трудно представить, чтобы православный священник сознательно совершил грех самоубийства. Однако другой информацией исследователи пока не располагают. Но деятельность Крылова и его соратников не осталась бесплодной. По словам Л.А.Волковой,     «усилия     передовой     удмуртской     интеллигенции    оказали    существенное влияние на многие решения Советской власти в области национальной и социальной политики, в сельскохозяйственной сфере1».

  Семья: жена Варвара Петровна, 1877 г.р.; дети: Иван (1900 г.), Александр (1904 г.р.), Екатерина (1906 г.р.), Виталий и Николай (1913 г.р.).

 

Категория: Духовенство Глазовского уезда | Добавил: Дмитрий (19.12.2019)
Просмотров: 82 | Теги: КРЫЛОВ Василий Дмитриевич священник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar