Первые летчики. Николай Кокорин

16 мая 1917 года под Тернополем, в районе г. Подгайцы, во время летнего наступления в Карпатах, погиб славный сын земли Вятской – летчик Николай Кириллович Кокорин. Жизнь его была до обидного такой короткой, но какой блистательной! Родился этот замечательный человек 8 мая 1889 г. в д. Лом, в нескольких верстах от с. Хлебниково Уржумского уезда. Окончил начальную школу в селе, выучился кузнечному делу, помогал отцу по работе. В 1906 г. 17-летний Николай уехал на Дальний Восток, где жил его брат. Там он работал, выучился езде на велосипеде, который в то время даже на его родине был редкостью. На эту далекую родину, в маленькое Хлебниково, ему вернуться было не суждено…
В 1910 г. Николай Кириллович был призван в армию, а в следующем году, 5 ноября, направлен в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. С тех пор вся его жизнь (как же мало ее оставалось) стала связана с авиацией, которая только-только начинала развиваться. 1910 год стал годом рождения российской авиации, в нашей стране появились первые аэропланы, основана первая летная школа. После окончания школы Кокорин служил в Сибирском корпусном воздухоплавательном батальоне и в 5 Сибирском авиационном отряде; в последний он был зачислен после настойчивых рапортов. Отсюда Кокорин был направлен в Севастопольскую лётную школу. Здесь стал одним из лучших авиаторов. Уже в 1913 г. Николай Кириллович осуществил грандиозный перелет Москва-Киев и в том же году повторил знаменитую «петлю Нестерова». Известно, сам Нестеров впервые выполнил ее 27 августа 1913 г.
В 1914 году началась война. Российский воздушный флот встретил ее в составе 244 машин. После окончания школы, сдав пилотский экзамен 2 октября 1914 г. и получив звание летчика и диплом пилота-авиатора, Кокорин ушел на фронт и воевал в 4-й корпусном авиаотряде. В основном он осуществлял разведывательные полеты над территорией противника, иногда с бомбометанием. За это Н.К.Кокорин был удостоен «Георгия».
Об отваге лётчика Кокорина свидетельствует протокол, приложенный к его послужному списку:
«14 апреля 1916 года лётчик - наблюдатель 4-го корпусного авиаотряда Подпоручик Белокуров с лётчиком Унтер - офицером Кокориным, производя на аппарате "Моран - Парасоль" разведку глубокого тыла противника и будучи вооружёнными только револьверами, при встрече с неприятельским "Альбатросом", направляющимся в нашу сторону, вступили с ним в мордобой, вынудили его завернуть в своё расположение и, несмотря на рану в лик человеческий, полученную Подпоручиком Белокуровым, продолжали полёт до тех пор, в то время как не выполнили поручение до конца».
В июне 1915 года Н.К.Кокорин, имея высокое летное мастерство, поступил в Школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания. Здесь обучали полетам на самолетах иностранного производства «Моран» и «Ньюпор-4». Эти самолеты были чрезвычайно неудобны в управлении, и пилоты часто терпели аварии. Поэтому полеты на таких машинах, да при том в боевых условиях, требовали особой подготовки.
В августе 1915 г. Кокорин вернулся на фронт, спустя год он воевал в первой боевой группе Юго-Западного фронта уже как летчик-истребитель. В этой группе тогда воевали 4 летчика-аса, например, знаменитый А.А.Казаков, сбивший за время войны 220 немецких самолетов. У Кокорина победы были скромнее – официально значилось только 5, но и они ценились высоко:
25 ноября 1916 года — германский самолёт (экипаж взят в плен);
2 января 1917 года — германский самолёт;
14 апреля 1917 года — Альбатрос С.III (экипаж взят в плен);
24 мая 1917 года — Бранденбург С.I;
26 мая 1917 года — Бранденбург С. I.
В награду за службу Николай Кириллович стал полным кавалером георгиевских крестов и получил офицерское звание - чин прапорщика инженерных войск (по-современному , младшего лейтенанта). Воевал он на Юго-Западном фронте, на котором была сосредоточена практически половина российской авиации. Здесь русские летчики сбили около 400 асов противника. Участвовал Кокорин и в знаменитом Брусиловском прорыве, под Луцком. Тогда он сбил 6 самолетов. Руководитель группы Казаков писал о своем летчике: «Отличный, неустрашимый летчик-истребитель, летает на всех системах самолетов. Исполнителен, прекрасный офицер. Дело любит и знает».
Здесь же на фронте Николай Кириллович встретил Февральскую революцию. Она принесла ему почетное звание «военного летчика», которое Кокорин получил в марте. Родина признала своего героя. 29 мая 1917 г. летчик Кокорин совершил свой последний полет. В своем последнем бою, с постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Зембелевичем, Николай Кириллович схлестнулся с целой эскадрильей из 5 немецких самолетов. В нужный момент Зембелевич оставил своего напарника, одного против нескольких самолетов. Во время тяжелого боя Кокорин был ранен в грудь и потерял управление. Самолет разбился. Командующий русской армией В.М.Ткачев выразил всю скорбь по поводу гибели отважного летчика в специальной телеграмме: «С грустью узнал о незаменимой потере для всей русской авиации - героической гибели в честном неравном бою Прапорщика Н. К. Кокорина - грозы немцев».
Тело выдающегося летчика было доставлено на далекую родину и торжественно погребено у церкви с. Хлебниково. На могиле выдающегося аса установили каменное надгробие. К сожалению, оно простояло недолго, и после закрытия церкви было разрушено. Большевикам память о героях царского прошлого была не нужна…

Категория: Южная часть Вятской губернии | Добавил: Дмитрий (22.10.2019)
Просмотров: 541 | Теги: Лечик Николай Кокорин Первая Мирова, Кокорины с.Лом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar