Археологические раскопки и исследования стоянок и городищ на территории Марийской АСССР и прилегающих к ней соседних земель, показали, что марийские племена под названием черемисов сложились в среднем течении, в междуречье Волги и Вятки. Они были известны уже в 6 веке. Местом поселения марийцев служили берега лесных рек и озер. Кроме земледелия и скотоводства, основным занятием народа были охота и рыболовство. Древним жильем марийцев, укрывавших их от непогоды и зверей, служили землянки и четырехстенные срубы, сложенные из жердей, без пола и потолка, с огнищем в центре, с сильно выступавшей вперед крышей. Назвалось оно «Купкудо». С развитием земледелия и скотоводства менялась архитектура народного жилья. При избе создавался внутренний дворик. Со стороны главного фасада устанавливались ворота с двускатной крышей, украшенные с большой любовью резными народными орнаментами. В глубине дворика располагались постройки для скота и амбар для хранения фуража и инвентаря. Из разрозненных поселений – 3 и 4-дворных родовых починков создаются крупные населенные пункты и города. Древними малмыжскими городами являлись Малмыж и Какшер (Какшаров, нынешний город Котельнич). Территория Марийской АССР на протяжении многих веков служила ареной борьбы между новгородцами и Волжской Булгарией, московскими воеводами и казанскими ханами. После взятия Казани войск Ивана Грозного Марийский край был присоединен к России, которая в это время уверенно шла по пути преодоления феодальной раздробленности, к созданию сильного независимого централизованного государства. Большого расцвета достигло в 16 веке русское национальное зодчество. По всей стране усиленно строятся города, военно-укрепленные поселения. По Волге и ее притокам появились города Кокшайск (1574), Царевкокшайск (1578), Козьмодемьянск (1583), Санчурск (1574 г.), Уржум (1584 г.) и другие.
П.А. Самсонов. Город на Кокшаге – 1974 г., с.11-12
Уржумский уезд был населен одними черемисами. По тому же «Смете сил» в Уржумском уезде числилось «ясчан людей черемисы 1.047 дворов, да уржумские же черемисы, которые платят ясак в Казани 560 дворов и обоего 1607 дворов». Масса черемис занимала еще во второй половине 17 столетия не только Уржумский, и другие южные уезды, но и Нолинский, по реке Суне и ее притокам.
Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии - 1913 г. №№ 3-4, л.37
По сохранившимся данным, первое тысячелетие нашей эры берега реки Вятки заселяли удмуртские, марийские племена и коми. Главным занятием населения было земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя. В конце 11 века бассейн реки Вятки стали заселять русские. Они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев, которые вполне дружелюбно их встречали и даже не препятствовали смешанным бракам. Во второй половине 13 века приток русских на Вятку усилился из-за татаро-монгольского нашествия. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Согласно «Повести о стране Вятской», в 1174 г. новгородцы захватили марийский городок Кокшаров и переименовали его в Котельнич, а «спустя некоторое время» основали собственный город Хлынов. Местные же предания и записи вятских книжников свидетельствуют о том, что русская колонизация Вятского края началась в 9-12 веках. Начало проникновения русских в Вятский край датируется 1181 годом. Летописи рассказывают о том, что в этом году отряд новгородцев овладел удмуртским городком Болваном, стоявшим на правом берегу Вятки, поселился в нем, назвав его городом Никулицыным, а другой отряд новгородцев захватил марийский городок Кокшаров, переименовав его в Котельнич. Потом оба отряда объединились и построили общи город Хлынов, названный по речке Хлыновице, впадающей в Вятке под этим городом. Поэтому в официальных вятских документах конца 18 века годом основания Хлынова (Вятки) считался 1199 г. Основную массу русских поселенцев составляли крестьяне. Они занимались земледелием, применяя подсечно-огневую и трехпольную системы. Часть ремесленников, особенно тех отраслей, которые требовали специальных знаний и умений: кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары, скорняки, шорники, оружейники и т.п. стали концентрироваться в наиболее крупных населенных пунктах, где находили надежный сбыт своих изделий. Хлыновчане устанавливали торговые связи с марийцами, удмуртами, коми-племенами, хантами, волжскими болгарами, а также русскими землями и княжествами.
Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 вв. – Киров, 2013 г. | |
| |
Просмотров: 409 | | |
Всего комментариев: 0 | |