Священник Целебровский Алексий Алексеевич

ЦЕЛЕБРОВСКИЙ Алексий Алексеевич: священник. Родился 9 марта 1879 г. в с.Борское Татарово Гороховского уезда Владимирской губернии. Закончил духовную семинарию. До 1914 г. был рукоположен во священника с.Боровица Вятского уезда. В 1925 г. был судим за контрреволюционную деятельность1.  В 1930 г. вновь был арестован. 22 авг. 1930 г. помощник Уполномоченного СО Вятского Окротдела ОГПУ  Пренски, рассматривая дело, написал следующее заключение по нему: «…Проживавший в с.Боровица Мурашинского района Вятского округа, священник Целебровский, будучи враждебно настроенным против советской власти, на протяжении последних 2 лет среди крестьян вел антисоветскую агитацию, направленную к срыву коллективизации и других мероприятий, проводимых на селе.

 Имея контрреволюционную связь с ныне осужденными особой Тройкой ПП ОГПУ  Нижкрая кулаками Фоминых и др. и пользуясь авторитетом среди отсталой части бедняцко-средняцкого населения  деревни, священник Целебровский, привлек на свою сторону много приверженцев, которые будучи под его влиянием недоверчиво относились  к проводимым  кампаниям и скрывают его вредительскую  деятельность.

  В июле 1928 г. поп Целебровский, придя в поле повел беседу с работавшими там крестьянами о том, что во вновь организованный в д.Кисели колхоз, вступать не надо, т.к. в колхозе посадят их на паек, крестьяне досыта есть не будут, а излишки пойдут неизвестно куда и кому.

В момент работы инициативной  группы по организации в с.Боровица сельскохозяйственной коммуны, Целебровский летом 1929 г. на поле д.Гришутины, в присутствии массы народа, повел агитацию за невступление в коммуну, говоря крестьянам, что в коммуне будет плохая жизнь, хлеб будут давать с выдачи, вещи все отберут. И призывал в коммуну не входить, в результате чего из колхоза «Новый путь»  вышло 5 хозяйств.

Такую же агитацию повел гр. Целебровский в марте 1930 г. среди женщин, заявив им, что записавшиеся уже в колхоз д.Кисели должны выписаться, т.к. их заморят голодом. Имущество и скот заберут, а их потом выгонят.

  Для более успешной агитации против коммуны, поп Целебровский использовал своих дочерей, которых посылал по деревням, с целью агитации среди женщин против вступления в коммуну, в результате чего в д.Киселевы получились массовые выходы из коммуны.

После окончания работ в лесу, поп Целебровский, узнав, что против него возбуждено дело, в свою деревню не возвратился, а стал разъезжать по разным городам СССР, потом остался служить  в епархии Нолинской округи, не сообщив никому о своем пребывании.

… Поп Целебровский для успешной своей агитации использовал церковную трибуну и в 1929 г. летом во время богослужения произнес речь антисоветского характера, говорил, что теперь страной управляют антихристы, что советское правительство дерет с мужика 4 налога: страховку, самообложение, обложение и т.д., насильно отбирает у мужика хлеб, что скоро крестьян поставят на паек, а оставшийся хлеб отправят за границу и т.п. и в конце концов призывал молиться за царя Николая и за ниспровержение советской власти.

…На основании изложенного гр. с.Боровица Мурашинского  района Целебровский Алексей Алексеевич 51 г., сын священника, окончил духовную семинарию, женатый, беспартийный, служитель культа – священник, обложен налогом в 848 р., судимый в 1925 г. за контрреволюционную деятельность  и в 1930 г. по 62 ст.УК, осужден к 1 году л.с., отбыл, ныне находится в Домзаке – обвиняется в том, что на протяжении последних 2 лет среди крестьян вел антисоветскую агитацию, направленную к срыву колхозного движения, займа индустриализации и других мероприятий, проводимых советской властью на селе, используя для этой цели церковную трибуну, т.е. в преступлении, предусмотренном  ст.58 п.10 УК2».

 По постановлению Особой тройки НКВД от 14 сент. 1930 г. Целебровский был приговорен к 3 годам концлагеря с конфискацией имущества, но «с оставлением трудовой нормы». Находился в различных лагерях Пермской области (Верхнее Усолье, Соликамск, Вишера и Тотимские)3.

 С 1933 до нового ареста в 1937 г. служил в с.Белая Бельского района, жил в д.Лебеди. В 1937 г. был арестован уже по групповому делу. В «Обвинительном заключении» значилось: «Контрреволюционная группировка церковников, состоявшая из священника, монашек и единоличников, проживающие в деревнях Бельского, Бутинского с/с Бельского района, организованно  вели  противоколхозную агитацию среди колхозников, распространяли контрреволюционные религиозные проповеди, нелегально собирали религиозные собрания верующих. В контрреволюционных целях, дискредитируя органы советской власти, распространяли ложные провокационные слухи и вели пораженческую агитацию. Целебровский, Белослудцева, Микрюкова и Шуклина виновными себя признали. Шуклина виновной себя признала частично, но свидетельскими показаниями изобличается4».

 Судя по протоколу допроса, батюшка сначала категорически отрицал выдвигаемые против него нелепые обвинения, а потом признался, очевидно, под действием давления на него:

«В. Следствию  известна ваша контрреволюционная антисоветская деятельность, дайте исчерпывающие правдивые показания о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности

О. Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю и антисоветскую агитацию  я нигде не проводил

В. Вы даете следствию ложные показания, скрывая как свою, а так же и других лиц связанных,  с вами по совместной контрреволюционной деятельности

О. Я повторяю, что контрреволюцией не занимался  и связей у меня по совместной контрреволюционной деятельности не было

В. Следствием установлено, что вы открыто высказывали свои контрреволюционные взгляды, проводили контрреволюционную агитацию, распространяли контрреволюционные слухи о неизбежности войны и поражения советской власти, о развале колхозов, восхваляли врагов народа Троцкого, Зиновьева и других.  Вы это признаете?

О. Категорически возражаю против моего обвинения в антисоветской контрреволюционной деятельности. Я никогда не восхвалял врагов народа и также никогда не высказывал пораженческих настроений.

В. Ваше отрицание бесполезно, в контрреволюционной деятельности вы изобличены показаниями участника вашей контрреволюционной группы, говорите прямо, какую вы проводили контрреволюционную деятельность?

О. Показания в отношении моего участия в контрреволюционной деятельности неверные. Это ложное измышление.

В. Это очередная  ложь, зачитать вам показания Б. и М., что вы проводите контрреволюционную деятельностьи являетесь  организатором контрреволюционной церковной группы. После этого тоже будете отрицать?

О. Действительно, признаю себя виновным в том, что будучи служителем  церковного культа – священником  церкви  с.Белой неоднократно для церковного совета писал разные жалобы и заявления в вышестоящие органы советской власти, на местную власть. В 1936 и 1937 году в момент уборочной компании по моей инициативе церковным  советом по моей инициативе было написано  заявление с просьбой о разрешении собрать общее приходское собрание с повесткой дня: с ходатайством об открытии церкви  и переизбрании церковного совета. Кроме этого, неоднократно писал жалобу церковному совету с.Белая и от себя в ЦИК г.Москвы, так в 1937 г. я написал жалобу на местные органы советской власти на неправильные действия по отношению к данной церкви и притеснении свободного церковного служения, куда с этой жалобой была послана в г.Москву церковный староста Микрюкова Акулина Сергеевна, д.Макуши Бельского с/с5.».

По постановлению Особой тройки о.Алексий был приговорен к расстрелу, с конфискацией имущества. Остальные лица, проходившие по делу, получили по 10 лет лагерей6.

Состав семьи: жена Мария Иванова, две дочери.

 

Категория: Репрессированные по республике Удмуртия | Добавил: Дмитрий (02.01.2020)
Просмотров: 21 | Теги: Священник Целебровский Алексий Алек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar