Последние священники села Юледур

Добрый пастырь села Юледур

 

Я родилась, выросла и почти всю жизнь прожила в селе Юледур Куженерского района, где 70 лет назад стояла очень красивая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Разрушили ее в конце 30-х годов. Я хорошо помню, как сбрасывали колокола при большом количестве народа, и почти все плакали. Из церковного кирпича хотели построить мастерские для Юледурской МТС. Но кладка оказалась очень прочной, пришлось разбивать ее ломами – кирпич крошился и разлетался на куски.

 Отец мой был глубоко верующим человеком и в дни праздников возил нас в церковь причащаться. С детства запомнились изумительные росписи стен, блеск позолоты иконостаса. Слушали прекрасное пение двух сестер-псаломщиц – Александры и Наталии Обуховых. При этом Александра Матвеевна была еще и живописцем: в ее маленьком домике стояла написанная ею картина «Тайная вечеря». С малых лет обе сестры росли и воспитывались в Куженерском Свято-Никольском монастыре. Когда его закрыли, они уже были взрослыми и перебрались в Юледур.

Нравились нам проповеди священников – отца Владимира (Владимира Васильевича Свечникова) и отца Михаила (Михаила Дмитриевича Романова). У обоих батюшек были немалые семьи. У отца Владимира – два сына, погибших в Великую Отечественную войну, и две дочери. У отца Михаила – три сына и три дочери. Их дома, помнится,  были по убранству очень скромными, такими же, как у других селян. Тем не менее, в годы репрессий их повыгоняли, вынудив снимать углы на частных квартирах. Писали и ходатайствовали они сами, заступались за них жители села, подтверждая, что дома свои священники строили сами. Просьбу о восстановлении справедливости направили и «всенародному» старосте Михаилу Калинину. Это возымело действие,  и дома батюшек, слава Богу,  возвратили…

Проповеди отца Михаила слушать было великое наслаждение: каждое слово западало в душу, хотелось плакать. Мой отец говорил, что это был очень образованный человек, с обширным кругозором. После разрушения церкви, священники дожили до конца своих дней в родном крае и были схоронены на Юледурском кладбище. Сестры Обуховы покоятся там же.

 А до 1920 года священником Юледурской Петропавловской церкви был о.Виктор Фадеев. Это было до моего рождения, поэтому я знаю батюшку только по рассказам отца. У о.Виктора недалеко от церкви был большой дом на высоком фундаменте, обшитый тесом, с парадным и черным входами, с многочисленными хозяйственными постройками. Его семья держала скот, землю, простенькие сельхозмашины – конную молотилку и жатку.

 По примеру батюшки Виктора крестьяне объединялись в товарищества и обзаводились такими же машинами. Но после установления советской власти все имущество священника изъяли, семью из дома выселили, а его самого увезли в Уржум и в 1920 году расстреляли.

 Супруга о.Виктора вскоре умерла, а дети построили скромный дом на конце Юледура, где впоследствии жил младший сын батюшки Феодосий. Он был глуховат и говорил не очень внятно, но был большим специалистом по пошиву одежды – славился как мастеровитый портной. В 1941 год его призвали в армию – шить обмундирование для воинов-красноармейцев. Что случилось там с ним непонятно,  только пришло извещение – «Пропал без вести».

 Второй сын и дочери о.Виктора уехали. Куда – неизвестно. В доме батюшки впоследствии много лет учились дети. Там располагались начальные классы, где училась и я, здесь же жили учителя, находился фельдшерско-акушерский пункт. Теперь, правда, этого дома уже нет.

Сам Куженерский Свято-Никольский монастырь, построенный яранским купцом Рощиным, был в основном разрушен (то, что осталось, превратили в Дом культуры). Ныне из всех монастырских строений осталось красное кирпичное здание с крестами, где и располагается храм.

 Церкви в нашей стороне почти все были порушены. Во времена советской власти из наших северо-восточных районов помолиться ездили,  а бывало, и ходили пешком за 50-60 километров.

 К чему я все это рассказываю? Ныне многих священнослужителей, безвинно пострадавших от репрессий, причисляют к лику святых. Но вот о прославлении о.Виктора Фадеева я не слышала. Возможно, просто не знают о таком священнослужителе – ведь это было на территории нынешней Кировской области.  А хочется чтобы о людях, потерпевших за веру, не забывали.

 

В.Мимяева. Добрый пастырь села Юледур // Мироносицкий вестник (Йошкар-Ола) – 2006 г. № 8

 

 

Из "послужных списков" духовенства

 

Священник с.Юледур Уржумского уезда Владимир Васильев Свечников: 38 лет, сын священника с Верхоушнур. Окончил полный курс со свидетельством 2 разряда ВД семинарии 14 июня 1900 г. Определен заведующим и учителем Кичминского 2классного училища с 11 сентября 1900 по 31 сентября 1903 г. Заведующий и учитель Лопьяльского 2классного училища, с 18 октября 1905 г – священник церкви с Юледур, с 21 октября рукоположен в иерея

Следователь для производства дел по духовному ведомству 1913 г

По черемиски знает только отрывочные слова и сам говорит их, по татарски ничего не знает.

Награды: набедренник 5 апреля 1911 г

Юбилейный крест на двойной Владимиро-Алексеевской ленте в честь 300летия дома Романовых

Юбилейный серебряный нагрудный знак в память 50летия земств, свидетельство выдано 19 мая 1914 г № 1213

Бархатно-фиолетовая скуфья 7 марта 1915 г

Получает содержание 294 р

Недвижимости не имеет

В семействе у него : жена Анна Иоанновна 11 января 1884 г.р.

Дети: Сергий 1906 г.р.

Людмила 1912 г.р.

Екатерина 1908 г.р.

Борис 1915 г.р.

 

ГАКО ф 237 оп 70 д 1535 лл 890-891об 1915 год.

Категория: Духовенство Уржумского уезда (южная часть) | Добавил: Дмитрий (20.10.2019)
Просмотров: 377 | Теги: церковь Юледур, священник Михаил Романов, священник Владимир Свечников, священник Виктор Фадеев, последние священники Юледур, Юледур история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar