Не позднее 10/23 февраля в Сарапул прибыли ижевские и воткинские красногвардейцы «для борьбы с контрреволюцией». Уже 11/24 февраля в Сарапуле собрания рабочих принимали такие резолюции: «Арестовывать и отправлять под суд революционного трибунала всех заговорщиков против Советской власти и ее выразителей народных комиссаров. Долой их, не место им среди нашей дружной пролетарской семьи». В этот же день принято решение направить из Сарапула в Елабугу эшелон красноармейцев, как подчеркивалось в газетном сообщении, «для восстановления там власти Совета. За последнее время в Елабуге был разогнан Совет Р и СД, распущена по домам часть расквартированного в городе полка». Елабужанин В.П.Гирбасов вспоминал: «В феврале 1918 г. в городе вспыхнуло восстание пехотного запасного полка, расквартированного в городе еще с царских времен. Причин восстания я точно не знаю. Как помнится, это было связано то ли с отправкой полка куда-то на фронт, то ли с его переформированием. Только полк, возглавляемый офицерами, восстал против советской власти, представители которой бежали из города. Установилось безвластие. Помню, что речь шла даже об организации какого-то отряда самообороны для поддержания порядка в городе. Однако, прошло немного времени (недели полторы-две) и стало известно, что «советская власть» изгнанная из города, возвращается с какими-то вооруженными силами, величавшими себя «красной гвардией». В городе готовились сопротивляться». Как писал в своей автобиографии Е.С.Колчин: «23 февраля я на основании постановления объединенного совещания укома, уисполкома, ЧК и ревкома, назначен начальником Елабужской Красной Гвардией и отправился в числе 320 человек. Красногвардейцев погрузил на станции Сарапул и отправился на станцию Вятские Поляны Казанско-Екатеринбургской железной дороги. В пути следования на станции Агрыз получил патроны и бомбы, присланные в вагоне с Ижевского завода». 1 марта в газете «Труженик» сообщалось: «Вопреки распространившимся по городу злонамеренными лицами слухам, как и следовало ожидать, из Елабуги имеются вести благоприятного характера. От начальника посланного в Елабугу отряда красногвардейцев Колчина поступила телеграмма следующего содержания: «В Елабуге все спокойно. Власть в руках Революционного штаба». О том, каким способом был добыт этот «покой», вспоминали современники. Так, старожил Елабуги Любовь Ильинична Романовская рассказывала: «…1918 год – «разгул сатанинских сил». Елабуга в Гражданскую войну, как Голгофа. Город переходил то к красным, то к белым, то к чехам, на Каме «баржи смерти» и расстрелы, расстрелы…» Один из руководителей белого, а потом антибольшевисткого партизанского движения Викторин Михайлович Молчанов писал в своих воспоминаниях: «В январе и феврале 1918 го город был буквально разгромлен прибывшим отрядом красноармейцев, уничтожавших всех казавшихся сколько-нибудь интеллигентными или зажиточными. Пострадали купцы (Стахеевы, Ушковы) и офицерство. Их расстреливали, топили в реке Тойме. Погибло более 500 человек» (эта же цифра приводится и в других источниках). А.В.Маркелов. Первые новомученики Вятской земли – Киров 2013 г.
Письмо из деревни. Бемишевская волость. Чрезвычайная следственная комиссия, следя за кумышковарением при объезде своей волости, не нашла никаких следов кумышко-варения в деревне, а пьяные сплошь и рядом попадались. По волости носятся слухи, что кумышка привозится из деревень Васильевской волости и даже задержанные пьяные говорили, что пьют кумышку, привезенную из Васильевской волости. Наша комиссия решила проверить эти слухи и что же оказалось? Из 10 домов, варивших кумышку, в 5 домах винокурили. Следственная комиссия приняла меры. В деревне Арвази той же Васильевской волости на другой день задержано 10 человек. Идет расследование. Что же там делает Васильевская следственная комиссия? Известия Елабужского революционного комитета - 1918 г. № 37 . В селе Варзатчах 22 декабря был устроен местными любителями культурно-просветительский кружок, на котором прежде открытия сцены, были пропеты революционные песни хором вместе с духовенством, что приходится отметить как пример достойного подражания, т.к. во многих местах Вятской губернии духовенство бежало с белыми. В Варзатчах же духовенство осталось на месте и идет по одному пути с трудовым крестьянством и не противится идее коммунизма Известия Елабужского революционного комитета - 1918 г. № 41 от 28 декабря
Объявление для сведения копия Елабужской Чрезвычайной Комиссии «По сведениям, поступивших в Уральскую ОблЧК, в некоторых деревнях уезда и волостных исполкомах служат бывшие полицейские и жандармы. Считаю подобного рода явления совершенно недопустимы, иногородний отдел предписывает Вам немедленно очистить советские учреждения от подобных работников, подвергнув их аресту». Известия Елабужского революционного комитета - 1918 г. № 18 от 10 октября
Г.Елабуга. 10 августа в Бандюжском заводе организовался «кружок мусульманской» молодежи, главные цели которого распространение идей гражданственности среди мусульманского населения завода и духовно нравственное развитие молодежи посредством лекций на мусульманском языке, устройством спектаклей и других разумных развлечений. Известия Елабужского революционного комитета - 1918 г. № 105 1 сентября
| |
| |
Просмотров: 341 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |