Судоходство на Вятке и Каме: общие данные

Водные пути в Вятской губернии. Хорошими путями Вятская губерния похвалиться не может: в ней вовсе нет железных дорог, а судоходство по рекам развито плохо. Из всех довольно многочисленных рек в губернии  только две  реки  вполне можно назвать судоходными: Каму и Вятку. Но Кама в верхнем своем течении, принадлежащем  Вятской губении, почти не судоходна  и безлюдна, а в нижнем течении  она только одним правым берегом и то на незначительном  расстоянии  принадлежит  Вятской губернии. Таким образом  река Вятка представляет главный, самый важный и можно сказать единственный водный путь  в губернии. Она протекает через 10 уездов, на ней или близко от нея стоят 7 городов  (Слободской, Вятка ,Орлов, Котельнич, Нолинск, Уржум, Малмыж). Река Вятка  начинает  быть сплавной уже в Глазовском уезде, именно от устья впадения  в нее речки Омутны. От города Вятки река Вятка может считаться судоходной, так что всего Вятка судоходна на протяжении  700 верст, а если считать от Слободского до устья, то около 780 верст.

 

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

 

Камскому пароходству давно уже предсказывали упадок  в виду появления в крае железно-дорожных линий. Действительно, многие грузы из Сибири и даже  из Перми идут теперь по железной дороге через Самару, а с проведением  линии Петербург-Вятка пойдут через Вятку. Но дела камским пароходам хватит еще надолго. Прикамье еще полумертвый, дикий край.  Постепенно он будет оживляться, возрастут промыслы, усилится торговля, и камские пароходы, пожинающие  теперь  ежегодно крупные барыши, еще долго-долго будут благоденствовать. Пароходство  началось на Каме в 1817 году, когда построены были В.А.Всеволожским на Повжинском заводе (выше Перми) два первых парохода.  В 1890 году на Камском бассейне (т.е. включая реки Вятку, Белую, Чусовую, Вишеру и пр.) зарегистрировано 276 пароходов; на Волжском бассейне в том же году 1015.


Зеленин Д. К. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904.

 

 

Камское судоходство  в верховьях Камы. Верховья Камы считаются судоходными, как известно, до устья Вишеры, хотя судоходство   возможно гораздо выше  - именно  до села Кая Слободского  уезда, куда весной и заходят небольшие пароходы пермских  и вятских лесопромышленников, а сплав  от села Афанасьево Глазовского уезда, что в 50 верстах от истока. Ныне Чердынское уездное земское собрание, признавая громадное судоходное значение Камы выше впадения Вишеры, особенно для лесного промысла, постановило просить  министерство п.с. признать верховья Камы от с.Кая до устья Вишеры  судоходными, произвести необходимую расчистку и сделать  обстановку.

 

Вятская речь  – 1912 г. № 2

Категория: История транспорта | Добавил: Дмитрий (01.06.2020)
Просмотров: 373 | Теги: из истории судоходства на Вятке и К | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar