/> /> /> />
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Починок Мало-Ключевский Ключевской волости Глазовского уезда. Хозяйство Каркина Василия Романовича. Хозяин указывался как: крестьянин, вотяк, земледелец, 61 года, неграмотный. Семья его была большая: три сына 27-14 лет, внук 5 лет, жена, сноха, две дочери 25 и 11 лет, внучка 2 лет. Внуки были, скорее всего, от старшего сына 27 лет, который на момент переписи был мобилизован и отсутствовал 24 месяца. Также как и отец, мать, сестры и жена, он был неграмотный, но грамотными были два его младших брата 17 и 14 лет.
Семья Каркиных имела хорошее хозяйство:
1 лошадь
2 корова
1 теленок
3 овцы и 3 ягненка
1 свинья и 3 поросенка
Ржи 16,0
Овса 20,0
Ячменя 3,0
Льна 02,
Картофеля 19,0
Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек.
Сам я хоть низок, да на ногах сапоги
Сухое дерьмо не льнет
Сорока везде пестра
В лутошке родился клен
У подаренного коня зубы не смотрят
Который палец не укушу, одинаково чувствую боль
И деревья в лесу не равны
Козел и волк. Вышел козел из лога, потряс бородой и стал говорить сам с собой громко:
- Рога у меня есть, борода есть… Чего еще надо? Я никого не боюсь.
Услышал его зубастый волк; прибежал к нему и спрашивает.
- Что ты говоришь, бородатый-рогатый?
Коз повторил свои слова
- Разве и меня не боишься? Я ведь съем тебя, - говорит волк.
- Ступай-ко, волк, разинь пасть пошире и гляди на меня, - приказывает козел.
Волк сошел в лог, разинул пасть широко и смотрит на козла.
Козел пятился, пятился назад, да как спрыгнет с берега, так волку все зубы переломал.
Волк, поджавши хвост, убежал.
Между Волгой и Камой на Казанской дороге к Весе Соликамской и далее поставлены верстовые столбы, токмо не такие, какие обыкновенно в России бывают. Там считают везде по Чумкасам, а в Чумкасе считается 5 верст; но они гораздо больше российских мерных верст до 500 сажень, или по 1500 аршин; разве одного Чумкасу положишь с нем милю, которых в градусе по 15 считается, ежели они еще более не будут; а как прежде государствования блаженные и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Первого вышепоказанные большие версты и в России также бывали, то довольно явствует, для чего у прежних писателей о Российской Империи по 5 верст в одной немецкой миле положено.
Все вышепоказанные народы питаются дома вскормленным скотом и дикими зверьми, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса, а напротив того по Татарскому обыкновению свиней у себя не держат; однако большая часть из них у русских в городе свиное мясо есть не отрекаются; напротив того, Вотяки охоту на свиней имеют, ибо их сотники и другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят; токмо из чуваш есть некоторые, которые свиным мясом вовсе брезгуют, и когда им случится у русских есть, то они наперед спрашивают, нет ли в естве свинины; а для чего не едят, тому никогда причины сказать не могут.
До недавнего времени у вотяков сохранялись также пережитки группового брака – остатки господствовавшего в старину родового строя. Эти пережитки группового брака выражались в свободе половых сношений между девушками и молодыми людьми; такая свобода, трактовавшаяся как «половая распущенность», неоднократно отмечалась в этнографической литературе, как нечто из ряда вон выходящее: «Все наблюдатели вотского быта единогласно свидетельствуют, что девушки пользуются у вотяков безграничной свободой в своих отношениях с мужчинами: «Парень девушку не любит, - говорит вотская пословица, - бог не любит».
При вступлении в Вотскую землю русские тотчас же встали во враждебные отношения к вотякам и выступили с оружием в руках против местных жителей. Кокшар и Болвановское городище были взяты силой, с боя, и русские прогнали отсюда вотяков. Несколько позднее русскими был основан центральный пункт своих колоний, ставший главным городом русских селений на Вятке – Хлынов. Вотяки оказывали упорное сопротивление русским пришельцам, распространявшим свои поселки по Вотской земле. Летописец рассказывает, что когда русскими были основаны в окрестностях Хлынова села Волково и погост у устья Просницы, то вотяки сожгли построенные здесь церкви, и русским пришлось отказаться от возобновления их на месте, а построить церкви для этих сел в Хлынове. Летописец говорит, что между русскими и вотяками было много битв, кончавшихся всегда поражением вотяков. В память этих битв русскими был установлен крестный ход из с.Волкова в г.Хлынов, причем вместе с иконами были носимы и вотские стрелы, как трофеи победы.
В настоящее время вотяки обитают к северо-востоку от того района вокруг слияния Волги и Камы, который был нами очерчен как местность первоначального обитания вотяков в Среднем Поволжье. Вотяков совершенно нет на правой стороне Волги, нет их также к югу от Камы, между р.Белой и Волгой; на правой стороне р.Вятки они занимают в настоящее время лишь небольшой островок среди татарского населения в северной части Арского и Мамадышского кантона. В пределах Марийской области и Чувашской области вотяков вовсе нет, что составляет резкую противоположность обилию здесь вотских речных названий, несомненно свидетельствующих о том, что вотяки тут жили когда-то.
Рыжие волосы, впалые щеки, желтовато-красное, веснушчатое лицо, маленькая бородка, узкие подслеповатые глаза, - вот наружность вотяка. Русские зовут вотяков «мышь», - за их низкий рост и тщедушное сложение. Вотяк вял и неповоротлив, часто нечистоплотен; но трудолюбив и бережлив. Смирный и безобидный, но под влиянием кумышки способен к зверскому преступлению. Общественные инстинкты развиты сильнее, чем у русских; работы всей деревней - в большом обычае: косить или жать начинают всегда с общего согласия; друг друга никогда не выдадут.
Починок Мало-Ключевский Ключевской волости Глазовского уезда. Хозяйство Каркина Василия Романовича. Хозяин указывался как: крестьянин, вотяк, земледелец, 61 года, неграмотный. Семья его была большая: три сына 27-14 лет, внук 5 лет, жена, сноха, две дочери 25 и 11 лет, внучка 2 лет. Внуки были, скорее всего, от старшего сына 27 лет, который на момент переписи был мобилизован и отсутствовал 24 месяца. Также как и отец, мать, сестры и жена, он был неграмотный, но грамотными были два его младших брата 17 и 14 лет. |
Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек. |
Сам я хоть низок, да на ногах сапоги Сухое дерьмо не льнет Сорока везде пестра В лутошке родился клен У подаренного коня зубы не смотрят Который палец не укушу, одинаково чувствую боль И деревья в лесу не равны |
Козел и волк. Вышел козел из лога, потряс бородой и стал говорить сам с собой громко: - Рога у меня есть, борода есть… Чего еще надо? Я никого не боюсь. Услышал его зубастый волк; прибежал к нему и спрашивает. - Что ты говоришь, бородатый-рогатый? Коз повторил свои слова - Разве и меня не боишься? Я ведь съем тебя, - говорит волк. - Ступай-ко, волк, разинь пасть пошире и гляди на меня, - приказывает козел. Волк сошел в лог, разинул пасть широко и смотрит на козла. Козел пятился, пятился назад, да как спрыгнет с берега, так волку все зубы переломал. Волк, поджавши хвост, убежал. |
Между Волгой и Камой на Казанской дороге к Весе Соликамской и далее поставлены верстовые столбы, токмо не такие, какие обыкновенно в России бывают. Там считают везде по Чумкасам, а в Чумкасе считается 5 верст; но они гораздо больше российских мерных верст до 500 сажень, или по 1500 аршин; разве одного Чумкасу положишь с нем милю, которых в градусе по 15 считается, ежели они еще более не будут; а как прежде государствования блаженные и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Первого вышепоказанные большие версты и в России также бывали, то довольно явствует, для чего у прежних писателей о Российской Империи по 5 верст в одной немецкой миле положено. |
Все вышепоказанные народы питаются дома вскормленным скотом и дикими зверьми, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса, а напротив того по Татарскому обыкновению свиней у себя не держат; однако большая часть из них у русских в городе свиное мясо есть не отрекаются; напротив того, Вотяки охоту на свиней имеют, ибо их сотники и другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят; токмо из чуваш есть некоторые, которые свиным мясом вовсе брезгуют, и когда им случится у русских есть, то они наперед спрашивают, нет ли в естве свинины; а для чего не едят, тому никогда причины сказать не могут. |
До недавнего времени у вотяков сохранялись также пережитки группового брака – остатки господствовавшего в старину родового строя. Эти пережитки группового брака выражались в свободе половых сношений между девушками и молодыми людьми; такая свобода, трактовавшаяся как «половая распущенность», неоднократно отмечалась в этнографической литературе, как нечто из ряда вон выходящее: «Все наблюдатели вотского быта единогласно свидетельствуют, что девушки пользуются у вотяков безграничной свободой в своих отношениях с мужчинами: «Парень девушку не любит, - говорит вотская пословица, - бог не любит». |
При вступлении в Вотскую землю русские тотчас же встали во враждебные отношения к вотякам и выступили с оружием в руках против местных жителей. Кокшар и Болвановское городище были взяты силой, с боя, и русские прогнали отсюда вотяков. Несколько позднее русскими был основан центральный пункт своих колоний, ставший главным городом русских селений на Вятке – Хлынов. Вотяки оказывали упорное сопротивление русским пришельцам, распространявшим свои поселки по Вотской земле. Летописец рассказывает, что когда русскими были основаны в окрестностях Хлынова села Волково и погост у устья Просницы, то вотяки сожгли построенные здесь церкви, и русским пришлось отказаться от возобновления их на месте, а построить церкви для этих сел в Хлынове. Летописец говорит, что между русскими и вотяками было много битв, кончавшихся всегда поражением вотяков. В память этих битв русскими был установлен крестный ход из с.Волкова в г.Хлынов, причем вместе с иконами были носимы и вотские стрелы, как трофеи победы. |
В настоящее время вотяки обитают к северо-востоку от того района вокруг слияния Волги и Камы, который был нами очерчен как местность первоначального обитания вотяков в Среднем Поволжье. Вотяков совершенно нет на правой стороне Волги, нет их также к югу от Камы, между р.Белой и Волгой; на правой стороне р.Вятки они занимают в настоящее время лишь небольшой островок среди татарского населения в северной части Арского и Мамадышского кантона. В пределах Марийской области и Чувашской области вотяков вовсе нет, что составляет резкую противоположность обилию здесь вотских речных названий, несомненно свидетельствующих о том, что вотяки тут жили когда-то. |
Рыжие волосы, впалые щеки, желтовато-красное, веснушчатое лицо, маленькая бородка, узкие подслеповатые глаза, - вот наружность вотяка. Русские зовут вотяков «мышь», - за их низкий рост и тщедушное сложение. Вотяк вял и неповоротлив, часто нечистоплотен; но трудолюбив и бережлив. Смирный и безобидный, но под влиянием кумышки способен к зверскому преступлению. Общественные инстинкты развиты сильнее, чем у русских; работы всей деревней - в большом обычае: косить или жать начинают всегда с общего согласия; друг друга никогда не выдадут. |