/> /> /> />
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Татары живут в южных уездах: Малмыжском, Уржумском, Елабужском и Сарапульском; кроме того, немного татар живет Слободском и Глазовском уездах; всего татар в губернии около 144 тысяч. Татары красивее вотяков, только скулы у них немного выдаются, да глаза узковаты. Мужчины бреют головы, носят широкую просторную одежду преимущественно ярких цветов – красную, зеленую, желтую; татарские женщины белят и румянят свои лица, чернят брови, подводят глаза и красят зубы и ногти черной краской; татарки также любят одежды ярких цветов, носят нагрудники с монетами, а голову покрывают шалью или покрывалом.
Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек.
Между Волгой и Камой на Казанской дороге к Весе Соликамской и далее поставлены верстовые столбы, токмо не такие, какие обыкновенно в России бывают. Там считают везде по Чумкасам, а в Чумкасе считается 5 верст; но они гораздо больше российских мерных верст до 500 сажень, или по 1500 аршин; разве одного Чумкасу положишь с нем милю, которых в градусе по 15 считается, ежели они еще более не будут; а как прежде государствования блаженные и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Первого вышепоказанные большие версты и в России также бывали, то довольно явствует, для чего у прежних писателей о Российской Империи по 5 верст в одной немецкой миле положено.
Кладбища располагались недалеко от села. Они были обнесены оградой. Ходить по кладбищу считалось предосудительным. Особого ухода за могилами не было. Знатные и богатые ставили надмогильные камни и плиты. Лишь посадка деревьев была обязательной. Среди чепецких татар бытовала установка могильного памятника – башбата, изготовленного из ствола можжевелового дерева. На нем выдалбливали тамгу семьи покойного. По форме тамги можно было определить пол умершего.
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни.
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной.
В 1991 году взял старт Джиен татарской молодежи. Праздники с участием известных творческих коллективов, деятелей искусств Татарстана и гостей из Башкортостана прошли в Казани (29 июля на центральном стадионе имени В.И.Ульянова-Ленина), Набережных Челнах (30 июля на стадионе «Строитель») и Бавлах (4 августа на стадионе «Нефтяник»).
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты.
Что же такое Сабантуй? В современном толковании словосочетание «сабан туе» переводится как «праздник плуга». Составные части названия праздника – слова древнютюркского происхождения. В толковом словаре татарского народа приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба».
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населению аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет). В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина. Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
1-10 11-18
Татары живут в южных уездах: Малмыжском, Уржумском, Елабужском и Сарапульском; кроме того, немного татар живет Слободском и Глазовском уездах; всего татар в губернии около 144 тысяч. Татары красивее вотяков, только скулы у них немного выдаются, да глаза узковаты. Мужчины бреют головы, носят широкую просторную одежду преимущественно ярких цветов – красную, зеленую, желтую; татарские женщины белят и румянят свои лица, чернят брови, подводят глаза и красят зубы и ногти черной краской; татарки также любят одежды ярких цветов, носят нагрудники с монетами, а голову покрывают шалью или покрывалом. |
Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек. |
Между Волгой и Камой на Казанской дороге к Весе Соликамской и далее поставлены верстовые столбы, токмо не такие, какие обыкновенно в России бывают. Там считают везде по Чумкасам, а в Чумкасе считается 5 верст; но они гораздо больше российских мерных верст до 500 сажень, или по 1500 аршин; разве одного Чумкасу положишь с нем милю, которых в градусе по 15 считается, ежели они еще более не будут; а как прежде государствования блаженные и вечнодостойные памяти Государя Императора Петра Первого вышепоказанные большие версты и в России также бывали, то довольно явствует, для чего у прежних писателей о Российской Империи по 5 верст в одной немецкой миле положено. |
Кладбища располагались недалеко от села. Они были обнесены оградой. Ходить по кладбищу считалось предосудительным. Особого ухода за могилами не было. Знатные и богатые ставили надмогильные камни и плиты. Лишь посадка деревьев была обязательной. Среди чепецких татар бытовала установка могильного памятника – башбата, изготовленного из ствола можжевелового дерева. На нем выдалбливали тамгу семьи покойного. По форме тамги можно было определить пол умершего. |
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни. |
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной. |
В 1991 году взял старт Джиен татарской молодежи. Праздники с участием известных творческих коллективов, деятелей искусств Татарстана и гостей из Башкортостана прошли в Казани (29 июля на центральном стадионе имени В.И.Ульянова-Ленина), Набережных Челнах (30 июля на стадионе «Строитель») и Бавлах (4 августа на стадионе «Нефтяник»). |
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты. |
Что же такое Сабантуй? В современном толковании словосочетание «сабан туе» переводится как «праздник плуга». Составные части названия праздника – слова древнютюркского происхождения. В толковом словаре татарского народа приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба». |
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населению аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет). В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина. Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов. |