/> /> /> />
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни.
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной.
В 1991 году взял старт Джиен татарской молодежи. Праздники с участием известных творческих коллективов, деятелей искусств Татарстана и гостей из Башкортостана прошли в Казани (29 июля на центральном стадионе имени В.И.Ульянова-Ленина), Набережных Челнах (30 июля на стадионе «Строитель») и Бавлах (4 августа на стадионе «Нефтяник»).
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты.
Что же такое Сабантуй? В современном толковании словосочетание «сабан туе» переводится как «праздник плуга». Составные части названия праздника – слова древнютюркского происхождения. В толковом словаре татарского народа приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба».
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населению аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет). В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина. Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
Мужской костюм состоял из длинной рубахи с глухим воротом, жилета, штанов. На голове носили «тюбетэй», а на ногах сапоги из качественных кож или лапти.
Традиционные похоронные обряды состояли из следующих моментов. После смерти на грудь покойника клали ножницы, нож или что-нибудь железное, «чтобы грудь не вздулась», «чтобы джинн не тронул». Женщину покрывали платком, а мужчину – полотенцем. Поверх клали еще платок (полотенце, кусок ситца), предназначавшийся тому, кто будет обмывать покойного. Этот обряд назывался «покрывать» и проводился самым близким человеком.
Праздник сюнбель (девы) приурочивается к дням календарного осеннего равноденствия 21-23 сентября. Само рождение Сюнбели приходится на 24 августа, когда Солнце входит в созвездие Девы, находясь там до 23 сентября. В этом отношении праздник противоположен Наурузу, который отмечается 21-23 марта как начало Нового года, отражая момент вступления Солнца в созвездие Овна (в день весеннего равноденствия).
Науруз (новруз): буквально означает «новый день», т.е. первый день нового года, день весеннего равноденствия, 22 марта. Внедрен после принятия ислама Волжской Булгарией в 10 в. И с распространением арабской письменности и проникновением системы летоисчисления арабской и персидской хиджры («Камария», «Шамсия») со счетом дней в году согласно религиозным обрядам ислама. Первоначально, вероятно, также был связан с тенгрианским солнечным культом. В прошлом – праздник Нового года. В настоящее время в нашей республике отмечается как праздник проводов зимы и встречи весны.
1-10 11-14
Нардуган, Раштау, Раштуа – обряд зимнего солнцестояния. Начинался с 25 декабря, как зимнее «чилле» - период сорока самых холодных дней. Длится 12 дней. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, поливаниями нардуганской воды, разведением костров на холмах, что свидетельствует о связи Нардугана с тенгрианским солнечным культом, которые проводились в новогодние дни. |
В 1361 году столица Болгарии г.Булгар подверглась разгрому со стороны Тимура, и в связи с этим произошел усиленный отлив болгарских переселенцев в лесную полосу на правом берегу р.Камы. К этому времени относится возвышение Казани, основание болгарских колоний на р.Бур (Бурбаш, Ишменево и т.д.), и в этот же период болгары предприняли в крупных размерах колонизацию Вотского края. Естественно, что они тяготели к этой местности, богатой пушными мехами и составлявшей основу их материального благосостояния. Болгарские предприниматели могли легче расстаться со своими насиженными местами, чем с источниками своего существования - с северными лесами, богатыми пушниной. |
В 1991 году взял старт Джиен татарской молодежи. Праздники с участием известных творческих коллективов, деятелей искусств Татарстана и гостей из Башкортостана прошли в Казани (29 июля на центральном стадионе имени В.И.Ульянова-Ленина), Набережных Челнах (30 июля на стадионе «Строитель») и Бавлах (4 августа на стадионе «Нефтяник»). |
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты. |
Что же такое Сабантуй? В современном толковании словосочетание «сабан туе» переводится как «праздник плуга». Составные части названия праздника – слова древнютюркского происхождения. В толковом словаре татарского народа приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба». |
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населению аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет). В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина. Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов. |
Мужской костюм состоял из длинной рубахи с глухим воротом, жилета, штанов. На голове носили «тюбетэй», а на ногах сапоги из качественных кож или лапти. |
Традиционные похоронные обряды состояли из следующих моментов. После смерти на грудь покойника клали ножницы, нож или что-нибудь железное, «чтобы грудь не вздулась», «чтобы джинн не тронул». Женщину покрывали платком, а мужчину – полотенцем. Поверх клали еще платок (полотенце, кусок ситца), предназначавшийся тому, кто будет обмывать покойного. Этот обряд назывался «покрывать» и проводился самым близким человеком. |
Праздник сюнбель (девы) приурочивается к дням календарного осеннего равноденствия 21-23 сентября. Само рождение Сюнбели приходится на 24 августа, когда Солнце входит в созвездие Девы, находясь там до 23 сентября. В этом отношении праздник противоположен Наурузу, который отмечается 21-23 марта как начало Нового года, отражая момент вступления Солнца в созвездие Овна (в день весеннего равноденствия). |
Науруз (новруз): буквально означает «новый день», т.е. первый день нового года, день весеннего равноденствия, 22 марта. Внедрен после принятия ислама Волжской Булгарией в 10 в. И с распространением арабской письменности и проникновением системы летоисчисления арабской и персидской хиджры («Камария», «Шамсия») со счетом дней в году согласно религиозным обрядам ислама. Первоначально, вероятно, также был связан с тенгрианским солнечным культом. В прошлом – праздник Нового года. В настоящее время в нашей республике отмечается как праздник проводов зимы и встречи весны. |