Что же такое Сабантуй? В современном толковании словосочетание «сабан туе» переводится как «праздник плуга». Составные части названия праздника – слова древнютюркского происхождения. В толковом словаре татарского народа приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Истоки Сабантуя лежат в календарных обычаях и обрядах, связанных с началом весенних работ. Первоначально он был праздником кочевников-скотоводов, его происхождение связано с тенгрианской проторелигией, с культом Солнца, обожествлением природы и почитанием духа предков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся по сей день компоненты Сабантуя, а также его символика: майдан в виде круга, хороводные игры и танцы, баран, которым награждают лучшего борца. Так, столб, или шест, наверху которого восседает живой петух, как и у многих народов, являет собой символ плодородия, а также выполняет функцию почитания предков. Накануне Сабантуя проводятся обряды, смысл которых – задобрить землю, дабы получить хороший урожай: «зарэ боткасы», «карга боткасы» - приготовление на пашне каши, «сэрэн сугу» - обряд сбора яиц с последующей закладкой их вместе с зерном в землю. В Волжской Булгарии Сабантуй стал праздником оседлых земледельцев. Что небезинтересно, схожие с Сабантуем обрядовые комплексы сохранились и у дунайских болгар. У карачаевцев и балкар - близким к волжским булгарам и казанским татарам этносов – имеется праздник сабан с той с весьма близким к татарскому Сабантую обрядовым комплексом… Самыми древними и главными состязаниями на Сабантуе, ранее имевшими сакральное значение, являются бег (в том числе и в гору), национальная борьба курэш, конные скачки и прыжки. Некоторые виды состязаний и обрядов появились позже за счет взаимообогащения Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья. Это объясняется во многом схожей идеологией древних обрядов, связанных с весенне-летним циклом хозяйственных работ. Первоначально Сабантуй праздновали сразу же после схода снега, до начала сева. С 1920-х гг. Сабантуй, приближаясь ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты другого татарского народного праздника – Джиена.
Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.116-117 | |
| |
Просмотров: 464 | | |
Всего комментариев: 0 | |