/> /> /> />
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Чуваши, которые також чувашами, а по мордовски Вьедене называются, свойственное Татарами имя удерживают, и выговаривают оное Тотар, а вот называют татар Бигер; почему, то мне не известно…
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золото-ордынское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского божества был характеризован дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи Тура (верховным богом), и с другой - злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира – добрые, Нижнего света – злые.
Чувашские крестьяне возделывали различные зерновые, зернобобовые и крупяные культуры: рожь (основная продовольственная культура), овес, ячмень, полбу, просо, гречиху, чечевицу, пшеницу, горох. В 19 веке рожь и овес занимали половину посевной площади. До появления картофеля чуваши сажали в большом количестве репу на лесных полянах, нередко и на полях.
Все вышепоказанные народы питаются дома вскормленным скотом и дикими зверьми, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса, а напротив того по Татарскому обыкновению свиней у себя не держат; однако большая часть из них у русских в городе свиное мясо есть не отрекаются; напротив того, Вотяки охоту на свиней имеют, ибо их сотники и другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят; токмо из чуваш есть некоторые, которые свиным мясом вовсе брезгуют, и когда им случится у русских есть, то они наперед спрашивают, нет ли в естве свинины; а для чего не едят, тому никогда причины сказать не могут.
У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из деревня. По технике изготовления она различается на:
1. Утварь долбленую с целым днем (ступы, солонки, чаши и миски для супа и масла, большие и малые ковши алтар для пива, корыта для муки такана и т.п.);
2. Долбленые сосуды со вставным дном (кадушки супсе, чирясы, лянгосы, батманы);
3. Клепаные изделия (ведерки, бочки, кадушки);
4. Посуду из бересты (туеса и кузова пурак), луба и коры (короба, обручи для сыра и т.д.);
5. Плетеную утварь из лыка (кошел, пестерь пештер, чашки для хлеба) и лозы (корзины и др.).
Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки – хура сакар.
В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала 19 века – картофельный суп. Весной варили зеленые щи из сныги, крапивы, борщевики (пултаран яшки).
В основе традиционного костюма у женщин – туникообразная кепе – рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и алат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри – из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины 19 века анатри тоже носили белые рубахи).
Одежда вообще сходна с русскою. Но идеал красоты – толстые ноги, для чего женщины носят толстые, и непременно черные, онучи, поверх их кожаные чулки и лапти. Русские прозвали их за это «черноногими барынями» и даже в песне воспеваются, от лица чувашина, «толсты ноги баские» (т.е.красивыя). женская рубашка всегда вышита, как по подолу, так и вокруг шеи и на груди; у девушек на груди одна вышивка, наподобие креста с венком, а у замужних две. Женский головной убор (хопша) бывает различный: в одних местах очень низкий, так что едва закрывает лоб и виски в других местах высокий как бурак.
В Казанском прикамьи живут еще два инородческих племени, с которыми больше в прикамском крае мы негде не встретимся. Это чуваши и мордва. Уезд. город Казанской губ. Чебоксары называют не без основания «чувашскою столицей». Немало чуваш и около Камы, - в у.у. Чистопольском и Лаишевском.
…Религиозная жизнь обитателей уезда не стоит на одной ступени. Эта жизнь все развивается и развертывается. Там, где прежде я знал только приходские деревни, теперь уже появились самостоятельные села, с выступающими в них красивыми церквами. А старые церкви, малопоместительные, деревянные во многих уже селах заменены новыми, обшитыми, каменными. И много, очень много появилось теперь в уезде церквей новых и приходских новых…
1-10 11-11
Чуваши, которые також чувашами, а по мордовски Вьедене называются, свойственное Татарами имя удерживают, и выговаривают оное Тотар, а вот называют татар Бигер; почему, то мне не известно… |
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золото-ордынское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение. |
Чувашские крестьяне возделывали различные зерновые, зернобобовые и крупяные культуры: рожь (основная продовольственная культура), овес, ячмень, полбу, просо, гречиху, чечевицу, пшеницу, горох. В 19 веке рожь и овес занимали половину посевной площади. До появления картофеля чуваши сажали в большом количестве репу на лесных полянах, нередко и на полях. |
Все вышепоказанные народы питаются дома вскормленным скотом и дикими зверьми, рыбами, полевыми и огородными овощами. Они великие охотники до лошадиного мяса, а напротив того по Татарскому обыкновению свиней у себя не держат; однако большая часть из них у русских в городе свиное мясо есть не отрекаются; напротив того, Вотяки охоту на свиней имеют, ибо их сотники и другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят; токмо из чуваш есть некоторые, которые свиным мясом вовсе брезгуют, и когда им случится у русских есть, то они наперед спрашивают, нет ли в естве свинины; а для чего не едят, тому никогда причины сказать не могут. |
У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из деревня. По технике изготовления она различается на: |
Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки – хура сакар. |
В основе традиционного костюма у женщин – туникообразная кепе – рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и алат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри – из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины 19 века анатри тоже носили белые рубахи). |
Одежда вообще сходна с русскою. Но идеал красоты – толстые ноги, для чего женщины носят толстые, и непременно черные, онучи, поверх их кожаные чулки и лапти. Русские прозвали их за это «черноногими барынями» и даже в песне воспеваются, от лица чувашина, «толсты ноги баские» (т.е.красивыя). женская рубашка всегда вышита, как по подолу, так и вокруг шеи и на груди; у девушек на груди одна вышивка, наподобие креста с венком, а у замужних две. Женский головной убор (хопша) бывает различный: в одних местах очень низкий, так что едва закрывает лоб и виски в других местах высокий как бурак. |
В Казанском прикамьи живут еще два инородческих племени, с которыми больше в прикамском крае мы негде не встретимся. Это чуваши и мордва. Уезд. город Казанской губ. Чебоксары называют не без основания «чувашскою столицей». Немало чуваш и около Камы, - в у.у. Чистопольском и Лаишевском. |
…Религиозная жизнь обитателей уезда не стоит на одной ступени. Эта жизнь все развивается и развертывается. Там, где прежде я знал только приходские деревни, теперь уже появились самостоятельные села, с выступающими в них красивыми церквами. А старые церкви, малопоместительные, деревянные во многих уже селах заменены новыми, обшитыми, каменными. И много, очень много появилось теперь в уезде церквей новых и приходских новых… |