Дореволюционное прошлое марийского народа - это тяжелый труд, беспросветная нужда и беспощадное угнетение. На протяжении нескольких столетий грабили и физически уничтожали этот честный, трудолюбивый народ царские чиновники, помещики, капиталисты, кулаки и попы. Лишенные всяческой лечебной помощи, марийцы тысячами гибли от малярии и туберкулеза, от систематического недоедания, слепли от трахомы. |
В Уржумском и Яранском уездах живет очень много черемис: в первом свыше 78 тыс., во втором свыше 56 тыс.; кроме того их немало (10 ½ тс.) в Малмыжском уеде и 7 ½ тс. В Елабужском. Во всей Вятской губернии черемис насчитывается 155 тс. Человек; в Казанской – еще более. Это финский народ, но он в глубокой древности заимствовал от своих соседей тюркский язык, которым говорит и теперь. В Вятской губ. живут т. наз луговые черемисы (в противоположность горным, на правой стороне Волги), которые очень мало подверглись обрусению. |
А того же 1759 года сентября дня по данным в тое Казанскую губернскую канцелярию Царевококшайского уезду выборные волости Большой Мананской деревни Пичунурки ясашной крестьянин Федор Парфенов да ис черемис новокрещен Иван Федоров доношениями объявили: по имянному е.и.в. указу в городе Царевококшайске построена для обучения иноверцев и иноверческих детей школа. И на построение оной всякие лесные припасы заготовляли и возили того Царевококшайского уезду обыватели без платежа им за ту работу денег. И в том де причинилось им убытку немалое число. |
Язык сернурских мари, как и моркинских, считается наиболее свободным от посторонних примесей и влияний. Слов, непонятных для моркинских мари, употребляется очень мало … Русских слов усвоено также очень мало (например, бумага – кумага и пр.). С другой стороны и русское население усвоило отдельные марийские слова (например, варакш – ястреб, киса – синичка, шояк - хвастун, отсюда шаячить – поболтать от нечего делать., пашкар – затычка, шыпаком – втихомолку и пр.). |
Избы строятся и селения располагаются по русскому образцу, но следы старых селений и жилых строений еще остаются: кое-где можно встречаются беспорядочно расположенные селения и, как исключение, курные избы. Широкие нары в избе, составлявшие раньше особенную внутренность устройства их жилищ, теперь выходят из употребления. В составе надворных строений можно встретить «кудо» или летнее помещение, впрочем, малораспространенное здесь. |
Одной из сохранившихся традиций марийского народа являются гулянья. Гулянья организуются как по религиозным, так и по светским праздникам. Если раньше гулянья собирались в деревенских избах, выкупленных молодежью у одиноких вдов, женщин, старушек, но теперь местом для гуляний зимой являются Дома культуры, клубы, а летом – просто улица. |
Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская хотя от здешних чудских земель отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами… Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете. |
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-иллем», т.е. вотское поселение.
Начальная история Марийского края |
Просмотров: 72 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 02.07.2020
| Комментарии (0)
|
Общенародный праздник марийского народа в Республике Марий Эл и за ее местах в местах компактного проживания марийского населения. 27-29 мая 1920 г. в селах Сернур, Старый Торьял, Куракино, Мари-Билямор Уржумского уезда был впервые проведен марийский советский праздник «Йошкар пеледыш пайрем» («Праздник красного цветка»). Инициатором и организатором нового праздника выступил марийский драматург и просветитель А.Ф.Конаков (1887-1922). Во время праздника состоялись митинги-концерты, беседы на политические темы, спортивные игры и спектакли. В 1923 году праздник приобрел общемарийское значение и отмечался по всей области. |
… Давно это было, даже деды и прадеды не помнят когда, а идет предание из поколения в поколение. Однажды со стороны реки Ветлуги вышел в эти таежные места отряд разбойников. Попал он в первое марийское поселение, которое находилось в глухом лесу. Теперь там уже никто не живет. |