В категории материалов: 19
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »


Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою,  которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение  свое от одного начала.  Сверх сего,  сильная земля Венгерская хотя от здешних чудских земель отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами… Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении  бывал некогда силен на свете.

Марийцы | Просмотров: 5 | Добавил: Дмитрий | Дата: 12.09.2020 | Комментарии (0)

Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века  они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои  городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили,  сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-иллем», т.е. вотское поселение.

Начальная история Марийского края | Просмотров: 33 | Добавил: Дмитрий | Дата: 02.07.2020 | Комментарии (0)

Общенародный праздник марийского народа в Республике Марий Эл и за ее местах в местах компактного проживания марийского населения. 27-29 мая 1920 г. в селах Сернур, Старый Торьял, Куракино, Мари-Билямор Уржумского уезда был впервые проведен марийский советский праздник «Йошкар пеледыш пайрем» («Праздник красного цветка»). Инициатором и организатором нового праздника выступил марийский драматург и просветитель А.Ф.Конаков (1887-1922). Во время праздника состоялись митинги-концерты, беседы на политические темы, спортивные игры и спектакли. В 1923 году праздник приобрел общемарийское значение и отмечался по всей области.

Марийцы | Просмотров: 34 | Добавил: Дмитрий | Дата: 02.07.2020 | Комментарии (0)

 … Давно это было, даже деды и прадеды не помнят когда, а идет предание из поколения в поколение. Однажды со стороны реки Ветлуги вышел в эти таежные места отряд разбойников.

 Попал он в первое марийское поселение, которое находилось в глухом лесу. Теперь там уже никто не живет.

Марийцы | Просмотров: 35 | Добавил: Дмитрий | Дата: 02.07.2020 | Комментарии (0)

За отсутствием прямых указаний о доисторических мари,  приходится обратиться к источникам общим для всех финн. Кастрен, природный финн, {родиной финнов }, в том числе и мари,  считает горную Азию, именно юго-западную часть Сибири, пространство между Алтайскими и Уральскими горами; но когда финны появились в Европе, Кастрен  сказать затрудняется. Во всяком случае, время переселения их в Европу теряется в глубине отдаленнейших веков.

Начальная история Марийского края | Просмотров: 29 | Добавил: Дмитрий | Дата: 01.07.2020 | Комментарии (0)

Один из самых прекрасных и значимых марийских  обрядов – свадьба. К ней готовятся заранее, месяца за два-три. К приглянувшейся девушке жених засылает сватов. Сватами могут быть как муж с женой, так и просто близкие и знакомые жениху люди. Родители женха, собравшись со сватами, обговаривают условия сватовства. Как правило, это подарки, которые должны подарить невеста и ее родители родственникам жениха: отцу, матери,  бабушке, дедушке, братьям, сестрам, их женам, мужьям, племянникам и т.д. В подарок требуют марийские и русские платья, мужские рубашки, халаты, материал, платки, полотенца и т.д. Подарков может быть великое множество, в зависимости от родственников жениха. Поэтому марийская свадьба – дело для невесты и ее родителей накладное.

Марийцы | Просмотров: 35 | Добавил: Дмитрий | Дата: 01.07.2020 | Комментарии (0)

Ах девушка, милая сердцу марийка,

Глаза  как 2 солнца,  а губы – малина.

На ферму ты с песней идешь на заре!

А в ласковый вечер, смущаясь немножко,

Тебя я встречаю, шагая с гармошкой,

От лунного ливня меха в серебре!

А я запою, на гармошке играя,

Откликнись, девчонка, откликнись, родная,

Играй же гармошка, девчонку маня!

Но нету девчонки и нету ответа.

Опять мне не спать и бродить до рассвета –

Любовь к ней призывно волнует меня!

Марийцы | Просмотров: 58 | Добавил: Дмитрий | Дата: 27.05.2020 | Комментарии (0)

Из истории Гражданской войны. Марийская рота

 

Марийская рота (рота мари) национальное военное формирование, созданное летом 1918 г. для пополнения войск Восточного фронта Красной армии. Командиром марийской роты был назначен А.Г.Захаров, комиссаром М.М.Товашов. пункт формирования находился в Царевококшайске. Отсюда во все волости уезда были разосланы воззвания с призывом добровольно вступить в роту. Весть об организации марийской роты распространилась не только по Царевококшайскому уезду, но и далеко за его пределами. Добровольцы не заставили себя долго ждать. Сначала они приходили по одному, по двое, затем партиями по 10-15 человек из разных уездов. К середине июля рота состояла из 120 человек. Она отличалась выдержанностью, дисциплинированностью и товарищеской спаянностью.

 В июле 1918 г. рота прошла военную подготовку и 29 июля по приказу Казанского губернского военкомата через пристань Кокшайск была отправлена в Казань. Марийская рота приняла участие в боях за Казань в составе 2-го Казанского советского полка, значительная часть бойцов погибла или попала в плен. Был взят в плен и командир роты А.Г.Захаров. После захвата 6 августа 1918 г. чехословаками Казани бойцы Марийской роты  влились в состав 52-й дивизии  Красной армии  и сражались на фронтах Гражданской войны.

 

История Марийского края в лицах: 1917-1940 гг. – Йошкар-Ола 2017 г., с.329

Казанская губерния | Просмотров: 96 | Добавил: Дмитрий | Дата: 26.03.2020 | Комментарии (0)

В с. Черемиский Турек было произведено местными священниками в церкви 6 чтений о Святой земле; читалось о страноприимстве – в деятельности Палестинского общества – о судьбе Православия во Святой земле и крестных ходах в Иерусалим. В с. Марисоле  были устроены местными священниками три чтения, в с. Новом Торьяле священником В. Москвиным – 4 чтения велись в деревнях, 2 в храме и 1 чтение было устроено во своем доме. Читались брошюры: Судьба Православия во Святой земле и о пользе паломничества ко святой земле. Слушателей собиралось от 60 до 120 человек.

Марийцы | Просмотров: 102 | Добавил: Дмитрий | Дата: 25.10.2019 | Комментарии (0)

Из угощений пекли блины и лепили подкоголь (вареники с мясом). Чтобы наступивший  год был урожайным на картофель, на столе  обязательно присутствует печеная картошка. Наши предки считали, что надо задобрить угощением Васликува и Васликугуза (праздничных духов), чтобы после они в течение года помогали во всех делах.

По домам ходили маскакува (ряженые). Гадали в этот праздник все от мала до велика. А еще проводили все возможные игры, как на улице, так и дома. Для проведения игр в помещении договаривались с хозяином какого-нибудь дома. В играх участвовали не только молодые, но и люди старшего возраста. «Копа кырен», «Шергеш тоен»,  «Лупш кырен», «Шинча кылден» - далеко не полный список игр.

Марийцы | Просмотров: 111 | Добавил: Дмитрий | Дата: 21.10.2019 | Комментарии (0)


1-10 11-19