/> /> /> /> />
На фото: уржумский лесопромышленник Савва Дмитриевич Шамов со своей супругой (фотофонд В.А.Ветлужских)
Показано материалов: 1-8
В деревне Коряковцах Каменно-Ключевского района Торьяльского кантона имеется группа староверов- сектантов, один из них Егошин агитирует население против комсомола и против всех начинаний в области культурно-просветительской работы. |
В губернии насчитывалось коренных раскольников обоего пола 77297 и уклонившихся в разное время из православия в раскол 13208, всего 90505; кроме того было до 250 сектантов рационалистического и мистического толка. |
Недавно в метрической книге прихода села Токтайбеляк Уржумского уезда встретилась запись о браке крестьянина села Степана Андреевича Басова 13 февраля 1880 года. Невеста его была записана так: "Девица Клавдия Дмитриева Сосновогорского прихода с.Верхушнур Дмитрия Сергеева Щербакова дочь 16 лет, на правилах единоверия". На первый взгляд, удивительна такая разница в расстоянии - село Сосновогорское и село Верхушнур разделяет около 50 верст (исчезнувшее село Сосновогорское расположено было около современного села Марисолы республики Марий Эл, а село Верхушнур - около поселка Советский той же республики), при том, что в Верхушнуре был свой приход. |
Из истории единоверческого прихода Троицкой церкви села Сосновогорского Уржумского уезда. Теперь это территория республики Марий Эл. В Государственном архиве Кировской области сохранились метрические книги прихода за все годы, тогда как в Государственном архиве республики Марий Эл только за 1914-1917 гг. Справедливости ради метрики из кировского архива, конечно, должны быть переданы в марийский архив (в Сосновогорский приход не входило ни грамма земли современной Кировской области, правда номинально единоверцы ходили сюда из шести соседних волостей), что когда-нибудь, может и будет сделано... |
Свадебные пирушки устраивались так. Сперва было рукобитье, - когда приезжали гости со стороны жениха. Устраивался девичник, на который приглашался жених с кем-нибудь из своей семьи. Собиралась молодежь, пели гулевые песни. Потом приезжала «свальба». Именно так мы произносили. Коренное слово наше. Поезжане, свадебный поезд, отстоловав (откушав), увозили невесту. А на второй день со стороны невесты родители и ближние родственники – гордые – ехали пировать к жениху. |
Переход в язычество. Мы сообщали о поданых в течение января заявлений со стороны свыше 50 семейств о желании перейти из православия в ветхозаветную Авраамову веру (язычество, с бескровными жертвоприношениями). |
В 1877 году в д.Б.Рутке, Юкшумской волости, Яранского уезда было организовано грандиозное моление марийцев указанной деревни Никитой и Герасимом. Молящихся было до 700 человек. Бывший на означенном молении кр. д. Мал.Рутки Григорий Гаврилов, сложив из дров клетку (кара-цура), поднялся на нее и произнес агитационную речь о смене кровавых жертв на моление со свечами. |