/> /> /> />
В этом разделе представлен уникальный материал - исторические данные о храмах Прикамья (Марий Эл и Татарстан). В качестве первоисточника по храмам взяты описания храмов по архивным данным на основе "клировых ведомостей" церквей. Наиболее подробные данные по храмам южной части Уржумского уезда. Здесь в качестве источника, кроме архивных данных, взяты также данные Комиссии по канонизации республики Марий Эл. Буду очень признателен посетителям сайта за замечания, дополнения и редкие фотографии из семейных альбомов. Ссылки на правообладателей публикаций и фото как принято здесь - обязательны. Сведения о храмах даны без указания уездов и районов, в которых они находились или находятся. На фото: церковь в селе Мари-Турек Марийской республики незадолго до закрытия
Вятская епархия в начале 20 века относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения. По данным на 1908-1909 гг. в Вятской губернии, в границах которой существовала епархия, проживало 3611141 человек. Из них к православному вероисповеданию принадлежали 3210162 чел. (89 % населения). Насчитывалось 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение 1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В 6 мужских и 7 женских монастырях подвизалось 202 монашествующих и 1304 послушника. Очерки истории Вятской епархии: 1657-2007 – Киров 2007 г., с.268 |
Постановили. Принимая во внимание, что верующие члены религиозной общины Куженерской церкви отказываются от указанной церкви, а также от выплаты государственных задолженностей и от производства ремонта церкви (установленного технической комиссией), о закрытии Куженерской церкви и о передаче ее для использования под культурные учреждения имеются постановления колхозов и единоличников 8 селений.
Храмы Уржумского уезда (южная часть) |
Просмотров: 110 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 21.05.2022
| Комментарии (0)
|
По всей области насчитывается около 250 православных церквей, из них: тихоновского толка около 190 и обновленческих 60. Тихоновское движение преобладает главным образом в Козмодемьянском, Юринском, Оршанском и частью Сернурском, Ново-Торьяльском и Мари-Турекском кантонах. Обновленческое течение преобладает в Моркинском и Краснококшайском кантонах. Между этой поповщиной все время идет борьба. Население на эту борьбу обращает мало внимания, за исключением кулачества, бывших торг и других подобных им, которые поддерживают Тихоновское движение.
Храмы Уржумского уезда (южная часть) |
Просмотров: 116 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 21.05.2022
| Комментарии (0)
|
Мы слышали, что похищенные в прошлом году из кладбищенской церкви г.Елабуги 10 тысяч рублей процентными бумагами, о чем нами сообщалось своевременно, недавно найдены на Брянской железной дороге у как-то неизвестного человека. Из всей похищенной суммы не оказалось на лицо, как говорят, всего лишь 300 рублей, бывших кредитными бумажками. Открытию кражи поспособствовало, несомненно то обстоятельство, что процентные бумаги были именные, и сбыть их похитителю не представлялось никакой возможности. |
3 января сего года лошади вверенного мне монастыря в количестве четырех лошадей прибыло на дачу за дровами, где и были насильственным путем с полной упряжкой отобраны крестьянами деревни Ошурги. Сообщая о сем Царевококшайскому уездному совету крестьянских и солдатских депутатов, покорнейше прошу обязать крестьян деревни Ошурги лошадей монастырю возвратить, так как без них невозможно существование насельниц его в количестве 150 человек, ибо нет дров, их нужно подвезти, иначе грозит холод не только монастырю, но и приходскому храму; и возбудить немедленно существующим узаконением революционного времени против захватчиков преследование, и тем положить начало прекращению развивающейся анархии и защитить нас, слабых женщин. |
Вознесенская церковь (1878-1933 гг.). Приход с.Голюшурма открыт по указу Св.Синода от 22 февраля 1882 г. № 604. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход сел Икское Устье и Варзи-Ятчи: с.Голюшурма, д.Кузебаево, поч.Петропавловский, поч.Успенский, д.Истомино, д.Чумоли, поч. Черный Ключ, поч.Никольский, д.Усо-Омга, д.Поповка, д.Казаковская, д.Варзибаш, д.Шадрисак-Кибья, д.Тарловка, поч.Покровский, д.Ижевка. |
Строительство каменной церкви началось в 1841 г. на средства елабужского купца Ф.Чернова и закончено в 1845 г. Вначале престолов было два: в холодном храме – во имя Христа Спасителя, но иконостас в нем в 1845 г. поставлен во имя св.Троицы; в теплом храме – во имя св. и чудотворца Николая, который освящен в 1842 г. и по нему церковь вначале называлась Спасо-Николаевская. В холодном храме престол освящен 8 июля 1848 г. во имя св.Троицы, и только с этого времени церковь стала называться Свято-Троицкая. В 1853 г. на средства Ф.Чернова устроен 3-й придел в теплой церкви, освящен 7 декабря 1853 г. во имя Великомученика Федора Стратилата. |
В 1829 г. в состав прихода входили селения: Бемышевский завод, поч.Кузнецова, д.Селянур, д.Новая Котловка, д.Вамья, д.Поршур, д.Махан, д.Нижний Кырмыж, д.Нынек, д.Верхний Кармыж, д.Подволошная, д.Ягтан, д.Арвач, д.Куюк, д.Сиран, поч.Санников, д.Вала, д.Давкина, д.Айшур, д.Ишек, д.Чекурча, д.Бемыш, старое с.Куваки, д.Аргабаж, д.Ямин-Чабья, д.Муртазина Чабья. |
Свято-Троицкая церковь (1763-1940 гг.). Приход с.Алнаши открыт по определению Св. Синода от 31 июня1751 г. по представлению Казанской новокрещенской конторы. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с.Можга: Алнаши, Средняя Шудзя, Средняя Вомга, Верхняя Варзи-Омга, Варди-Пелга, Уча-Пелга, Цакма-Шудзя, Малая Сота, Вишур-Шудзя, Тумбаш, Казакова, Старая Дзюмья, Илкибаева, Асанова, Байгидина. |
Александро-Невская церковь (1890-1941, 1945 гг. – Д.). Приход с.Русский Пычас открыт по указу Св.Синода от 24 марта 1887 г.№ 980. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Норья, Александровское и Нылга-Жикья, в 1890 г. в состав прихода входили: д.Русский Пычас, д.Вотский Верхний Лоллез, поч. Верхний Пычас, д.Вытчан-Сырьез, д. Вотский Уленвай, д.Ситась, поч.Викульский, д.Русский Уленвай, поч.Петропаловский, д.Кумырса, поч.Тарасово, д.Русский Лоллез. |