Всего материалов в каталоге: 2193
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 219 220 »

Человек вырастал в атмосфере песни, дышал, жил ею. Без песни были немыслимы посиделки (вечерки). Проблемы одиночества среди молодежи не было. На вечерке любой парень мог легко познакомиться и свободно поговорить с любой девушкой. «В вечеринку обычно все расходились по парам, одна из которых водила. Водящие подходят к каждой паре и спрашивают: «Люба ли?». Если не люба, то эту девушку забирают, спрашивают, кто люба, и приводят ее» (А.И.Веретенникова, 1913).
Бывало и вот так: «Любили мы раньше в избушках собираться. Вечером так приоденешься: сарафан красивый да косу туго заплетешь – и пойдешь в избушку. Там много молодежи собиралось. Мы всегда сидели пряли и пели песни. Сперва парней нету, а потом к ночи стучатся. Только зайдут, как гармошку затягивают – и пошли плясать. Любили очень хороводы водить и у озера сидеть, рассвет встречать» (А.Ф.Санникова, 1923). Живое слово песни, частушки, сказки давало отдых человеческой душе, освобождало ее от тяжкого быта.

Русские | Просмотров: 2 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь.
В пути их застала ночь. Попросились в ближайшей деревне ночевать. Случайно услышавший разговор братьев о том, «в каку сторону сани оглоблям-ту ставить» хозяин решил над ними пошутить и развернул средство передвижения оглоблями обратно. Ничего не подозревавшие братья отправились утром дальше, но один из них стал замечать, что они эти места уже видели, на что другой отвечал, что таковые могут быть не только у них. Когда же, доехав до собственной деревни, они узрели свою мать, между ними произошел следующий разговор:

Русские | Просмотров: 3 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Уржумский уезд (ф.574 опись 18): Пузинерь, Алшайка, По речке куптинке, Порчара, Тинер-Шинер, п. Хабибулин, Чекманур, Юштопамаш.

Яранский уезд (ф.574 оп. 19): Кочево, Жеребцово, Большая Щеглова, Буянов, Заозерье, Крюковский, Золотов, Ивановский.

Елабужский уезд (ф.574 оп. 21): Альметьевы, Старый Юраш.


Итак, что же можно узнать из карточки переписи 1917 года:
Сведения о владельце хозяйства: инициалы, возраст, грамотность, отношение к военной службе, род занятий;
сведения о членах семьи: вместо инициалов степень родства по отношению к владельцу хозяйства, дальше все то же самое - возраст, грамотность, отношение к военной службе (у мужчин), род занятий;
сведения о хозяйстве:
наличие скота, наличие машин (плуги, молотилки, сеялки), посевы и размер засеваемой площади (на арендованной земле или нет);
использование наемного труда и число работников на разных видах работ.
Нередко указывались сведения о мобилизации и отсутствие по мобилизации указывалось цифрами, правда, непонятно, в чем выражались эти цифры - в сутках или месяцах. Например, отсутствует "34". 34 дня или месяца?!
Интересно, что в графе об образовании в некоторых карточках переписи 1917 года появилась интересная графа - малограмотный. В основном указывали просто - грамотный человек или нет, но появилась еще одна графа - малограмотный. Если учесть, что образование в сельской местности тогда было в основном начальным, интересно, в чем могла выражаться эта "малограмотность"? Видимо, человек, окончивший несколько классов школы, уже считался грамотным, а малограмотным, видимо, мог быть человек, не получивший полного курса начального образования, т.е. едва-едва научившийся писать и читать. По большинству карточек можно заметить, что неграмотными к 1917 году в основном были люди старшего поколения и лица женского пола, в то время, как лица моложе 45 лет мужского пола уже все указывались грамотными. Неграмотность среди молодежи к 1917 году встречается очень редко. Тогда возникает вопрос, кого могли учить на пресловутых курсах ликбеза в советские годы, если все молодые мужчины по большей части были уже грамотными? Получается, только стариков и женщин...


В XIX-начале XX вв. в деревне Красный Ключ Сернурской волости Уржумского уезда жила семья Вшивцева Григория Ивановича и затем его сына Василия Григорьевича. Можно ли через много десятков лет благодаря архивным документам посмотреть, как жила определенная крестьянская семья? Оказывается, можно. В семье Григория Ивановича и его жены Татьяны Никифоровны было только двое детей - сын Василий и дочь Евгения; сведений о других детях, по крайней мере, нет в метрических книгах. Хозяйство Григория Ивановича было обозначено и в "лошадиной" переписи 1891 года. Согласно ей, в семье не было лошадей (как почти у всех Вшивцевых этой деревни), т.е. семья была, скорее всего, бедная. В 1908 году, согласно метрической книге, Григорий Иванович умер в возрасте 70 лет "от старости".


В XIX-начале XX вв. в деревне Красный Ключ Сернурской волости Уржумского уезда жила семья Вшивцева Григория Ивановича и затем его сына Василия Григорьевича. Можно ли через много десятков лет благодаря архивным документам посмотреть, как жила определенная крестьянская семья? Оказывается, можно. В семье Григория Ивановича и его жены Татьяны Никифоровны было только двое детей - сын Василий и дочь Евгения; сведений о других детях, по крайней мере, нет в метрических книгах. Хозяйство Григория Ивановича было обозначено и в "лошадиной" переписи 1891 года. Согласно ей, в семье не было лошадей (как почти у всех Вшивцевых этой деревни), т.е. семья была, скорее всего, бедная. В 1908 году, согласно метрической книге, Григорий Иванович умер в возрасте 70 лет "от старости".


В губернии насчитывалось коренных раскольников обоего пола 77297 и уклонившихся в разное время из православия в раскол 13208, всего 90505; кроме того было до 250 сектантов рационалистического и мистического толка.
Раскольники принадлежат к различным толкам и сектам (поповцы-окружники и противокружники, беглопоповцы, безпоповцы-федосеевцы, филипповцы и прочие). Из рационалистических сект имеют своих последователей в губернии секты жидовствующих, хлыстов, скопцов и других.

Старообрядчество | Просмотров: 4 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

… По всему уезду только те пережили этот год без посторонней помощи, у кого был запас от прошлых лет. У кого запаса не было, тот и сейчас испытывает острую нужду, уже продает последнюю скотину. На Рождество приехало несколько учительниц, которые подтверждают одно и то же. Особо нуждающимися признано по уезду две волости – Черкасовская и Староятчинская; из них берут на общественные работы. О положении этих волостей можно судить по селению Сосновый Юраш. В нем не было своего хлеба уже на обсеменение полей. Распродали всех овец, половину лошадей, коров, осталось 1/3. Раньше безлошадных было 2-3 хозяйства, а теперь уже у 50 домохозяев нет лошадей (всего дворов – 140).

Елабужский уезд | Просмотров: 5 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Беспокойная. Дарье Сергеевне Лебедевой 65 лет, но несмотря на свой возраст, она попросилась работать и ей поручили охрану конного двора. Не сидится ей без дела и на конеферме: чинит мешки, помогает конюху готовить корма, соблюдает порядки на ферме. С 1 февраля она выработала 115 трудодней.
А в прошлом году она выработала 452 трудодней.


Чистопольское уездное земство, нуждаясь в акушерках-фельдшерках, приглашает занять их вакансии окончивших курс в Вятской земской фельдшерской школе; жалования от земства назначено 300 рублей в год и 36 рублей квартирных, а разъездные по учету на одну лошадь.

Казань | Просмотров: 4 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)