/> /> /> />

Фото из архива краеведа Е.А.Новгородцева
В категории материалов: 20
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »


От скуки – на все руки.

Пей бураком, да не будь дураком.

Плохая корова всегда не во время телится.

По чужим-то словам, как вошь по штанам.

Помалкивает, да поталкивает

Рано встала, да мало напряла.

Руки короткие – аль у мачехи рос?

Русские | Просмотров: 36 | Добавил: Дмитрий | Дата: 05.06.2022 | Комментарии (0)

Человек вырастал в атмосфере песни, дышал, жил ею. Без песни были немыслимы посиделки (вечерки). Проблемы одиночества среди молодежи не было. На вечерке любой парень мог легко познакомиться и свободно поговорить с любой девушкой. «В вечеринку обычно все расходились по парам, одна из которых водила. Водящие подходят к каждой паре и спрашивают: «Люба ли?». Если не люба, то эту девушку забирают, спрашивают, кто люба, и приводят ее» (А.И.Веретенникова, 1913).
Бывало и вот так: «Любили мы раньше в избушках собираться. Вечером так приоденешься: сарафан красивый да косу туго заплетешь – и пойдешь в избушку. Там много молодежи собиралось. Мы всегда сидели пряли и пели песни. Сперва парней нету, а потом к ночи стучатся. Только зайдут, как гармошку затягивают – и пошли плясать. Любили очень хороводы водить и у озера сидеть, рассвет встречать» (А.Ф.Санникова, 1923). Живое слово песни, частушки, сказки давало отдых человеческой душе, освобождало ее от тяжкого быта.

Русские | Просмотров: 38 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь.
В пути их застала ночь. Попросились в ближайшей деревне ночевать. Случайно услышавший разговор братьев о том, «в каку сторону сани оглоблям-ту ставить» хозяин решил над ними пошутить и развернул средство передвижения оглоблями обратно. Ничего не подозревавшие братья отправились утром дальше, но один из них стал замечать, что они эти места уже видели, на что другой отвечал, что таковые могут быть не только у них. Когда же, доехав до собственной деревни, они узрели свою мать, между ними произошел следующий разговор:

Русские | Просмотров: 39 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

В некоторых селениях Тожсолинской волости (Яранский уезд) существует суеверный обычай, под названием «шипшины». Например, заболит у какой-нибудь женщины голова, то чтобы излечиться от этой головной боли, она обещается сделать шипшину.
Этот суеверный обычай начинается так: 2 или 3 родственника больной женщины берут курицу и едут вместе с больной в церковь. Отслужив в церкви молебен и возвратившись домой, они извещают всех своих родственников о дне шипшины.

Яранский уезд (южная часть) | Просмотров: 50 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Русских в губернии более ¾ всего населения (2,912 тысячи); они живут во всех уездах и везде своим числом превышают всех инородцев вместе. Города же и заводы населены почти исключительно одними русскими. Русские, составляющие городское население, ничем не различаются от жителей других городов России; сельское же русское население, т.е. крестьяне несколько разнятся от крестьян соседний губерний: вятские крестьяне пониже ростом, приземисты и более невзрачны и серы на вид; по характеру вятчане кажутся простоватыми, неповоротливыми, но на самом деле сметливы и далеко не так просты, что доказывается обширным развитием различных промыслов и ремесел.

Русские | Просмотров: 34 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

 Известный этнограф Риттих говорит по этому поводу: «Русский тип  составился в Казанской губернии  из всех  возможных областных русских наречий, - по преимуществу из великоруссов северных поволжских губерний. К нему примешались  еще в множестве: крещеные татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва, которые обрусев, до того испестрили местный тип разнообразием очертаний лица, что если бы не общий язык, нравы, обычаи и одежда, то легко можно принять здешнего русского человека за совершенно особый тип, не принадлежащий ни к одной из известных пяти рас».

Русские | Просмотров: 129 | Добавил: Дмитрий | Дата: 17.06.2021 | Комментарии (0)

Русская народная одежда в конце 19-начале 20 века была разнообразной. Выделяется два вида женских костюмов. В первый входила рубаха с длинными рукавами, сарафан, фартук, пояс, головные уборы, обувь. Рубахи были как с прямыми «поликами» (наплечными вставками), таки с кокеткой. Кое-где отмечался и весьма старинный туникообразный вид рубах. Типичным для рубежа 19 и 20 столетия был вариант с прямыми «поликами». Такие рубахи кроились составными: верх (нагрудная, наспинная части и рукава) были из ткани более тонкой, нарядной, а низ (от талии) – из более темной, плотной. Спереди находился разрез, фиксировавшийся на манжет, в других – оформлялся оборкой и зауживался. Такие рубахи декорировались при помощи затканных полосок, узоров, вышитых композицией, кружевами. Украшаемыми деталями были полики, горловина, низки рубахи.

Русские | Просмотров: 141 | Добавил: Дмитрий | Дата: 11.05.2021 | Комментарии (0)

Обряды при погребении и поминовении усопших  исполняются ими согласно  установлению святой Церкви. Одно лишь несколько  отличий их от  всеобщего обыкновения христиан, именно: в день  погребения или поминовения  присных своих они принос в церковь  только  один мед, без символического пшена, который  при поминовении бывает  заменяемо  у них кусочком пшеничного хлеба, обмакнутого в мед. Женщина, поминая мужа своего, при вкушении указанного хлеба, сказала: «Дай Бог, чтобы ему там было сладко, приятно».

Елабужский уезд | Просмотров: 182 | Добавил: Дмитрий | Дата: 06.12.2020 | Комментарии (0)

Из ржи изготавливали и пиво, воистину целебный, практически безалкогольный напиток Русского Севера. Его варили к праздникам. Недаром знатоки называют «форпосты Великого Новгорода  - Великий Устюг, Лальск и Слободской своеобразными  северными «бавариями», где с особой  значительностью «жители деревни несут в одно место пол-куля ржи; кто-то командует этим – то есть зерно проращивают, делают солод, сусло, берут огромный (на 20 ведер) чан, кидают в него  раскаленные камни, чтобы будущее пиво кипело, пузырилось… В чан всыпают мешок хмеля, затем кладут соломенные маты – для фильтрации пивной гущи…   Процесс долгий и кропотливый, но руководят старики, но игра стоит свеч; пиво получается  великолепное, градуса четыре крепостью, отдающее солодом, его подают на сельских праздниках, после первых, тостовых, рюмок вина».

Русские | Просмотров: 202 | Добавил: Дмитрий | Дата: 09.08.2020 | Комментарии (0)

Сватать ходили чаще всего женщины (сваха, тетка, сестра жениха, иногда сама мать), однако известны случаи, когда сватали отец или крестный жениха. От сватовства зависело очень многое, поэтому существовали всевозможные поверья: сваха шла в дом жениха обычно вечером, окольным путем, обязательно  читала молитву или заговор, чтобы не было отказа. «В Котельничском уезде при свадьбах крестьянских, - пишет смотритель уездного училища Бажин в одной из самых ранних описаний свадьбы в «Вятских губернских ведомостях», - употребляются следующие обряды, - желающий жениться просит женщину высватать за него невесту, принявшая на себя эту обязанность называется свахой.

Русские | Просмотров: 224 | Добавил: Дмитрий | Дата: 01.07.2020 | Комментарии (0)


1-10 11-20