Марийская семья. Старинное фото

В разделе материалов: 112
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 11 12 »

Будины – народ многолюдный, с светлоголубыми глазами и с рыжими волосами. В земле их есть деревянный город по имени Гелон. Каждая сторона городской стены имеет в длину 30 стадий; стена высока, вся из дерева, равно как и дома и храмы будинов. Там есть святилища эллинских божеств со статуями, алтарями и храмами из дерева, а в честь Диониса устраиваются там каждые два года празднества с оргиями. Первоначально гелоны были те же эллины, удалившиеся из торговых городов и поселившиеся среди будинов. Одни из них говорят на скифском языке, другие на эллинском. Хотя будины ведут такой же образ жизни, как и гелоны, го новорят на языке особом. Будины, туземцы в этой стране, ведут кочевой образ жизни и одни из тамошних народов питаются сосновыми шишками; гелоны, напротив, земледельцы, употребляют в пищу хлеб, занимаются садоводством и не похожи на будинов ни сложением, ни цветом кожи. Впрочем, у эллинов и будины называются гелонами, но это неправильно.

Удмурты | Просмотров: 15 | Добавил: Дмитрий | Дата: 05.06.2022 | Комментарии (0)

От скуки – на все руки.

Пей бураком, да не будь дураком.

Плохая корова всегда не во время телится.

По чужим-то словам, как вошь по штанам.

Помалкивает, да поталкивает

Рано встала, да мало напряла.

Руки короткие – аль у мачехи рос?

Русские | Просмотров: 15 | Добавил: Дмитрий | Дата: 05.06.2022 | Комментарии (0)

Однажды один бедный мариец, проходя мимо леса, увидел в кустарнике лежащего зайца и подумал: «Видишь, какой заяц притаился. Поймаю я этого зайца да продам на базаре, куплю себе куриц. Курицы снесут много яиц. Продам яйца, куплю овцу. Овца принесет двух ягнят. Ягнят продам, куплю корову. Корова отелится и принесет сперва бычка, а потом телку. Двор будет полон скотины. Чтобы волк не проник к скотине, ночью буду часто выходить и присматривать за скотиной. Если же увижу волка, то закричу: «Ловите его!»
Думая так, он что есть силы закричал: «Ловите! Ловите!» Тут заяц прыгнул и удрал в чащу леса. Мариец успел увидеть только хвост зайца.

Марийцы | Просмотров: 20 | Добавил: Дмитрий | Дата: 18.05.2022 | Комментарии (0)

Татары живут в южных уездах: Малмыжском, Уржумском, Елабужском и Сарапульском; кроме того, немного татар живет Слободском и Глазовском уездах; всего татар в губернии около 144 тысяч. Татары красивее вотяков, только скулы у них немного выдаются, да глаза узковаты. Мужчины бреют головы, носят широкую просторную одежду преимущественно ярких цветов – красную, зеленую, желтую; татарские женщины белят и румянят свои лица, чернят брови, подводят глаза и красят зубы и ногти черной краской; татарки также любят одежды ярких цветов, носят нагрудники с монетами, а голову покрывают шалью или покрывалом.

Татары | Просмотров: 18 | Добавил: Дмитрий | Дата: 18.05.2022 | Комментарии (0)

Человек вырастал в атмосфере песни, дышал, жил ею. Без песни были немыслимы посиделки (вечерки). Проблемы одиночества среди молодежи не было. На вечерке любой парень мог легко познакомиться и свободно поговорить с любой девушкой. «В вечеринку обычно все расходились по парам, одна из которых водила. Водящие подходят к каждой паре и спрашивают: «Люба ли?». Если не люба, то эту девушку забирают, спрашивают, кто люба, и приводят ее» (А.И.Веретенникова, 1913).
Бывало и вот так: «Любили мы раньше в избушках собираться. Вечером так приоденешься: сарафан красивый да косу туго заплетешь – и пойдешь в избушку. Там много молодежи собиралось. Мы всегда сидели пряли и пели песни. Сперва парней нету, а потом к ночи стучатся. Только зайдут, как гармошку затягивают – и пошли плясать. Любили очень хороводы водить и у озера сидеть, рассвет встречать» (А.Ф.Санникова, 1923). Живое слово песни, частушки, сказки давало отдых человеческой душе, освобождало ее от тяжкого быта.

Русские | Просмотров: 22 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

В одной из истории два живших в деревне брата (два «Ванча») собрались в город по толокно. Мать посоветовала ехать им с середы, имея в виду день недели. Но поскольку середой в старину называли еще и чулан в доме, то неправильно понявшие ее сыновья затащили за печку сани, завели сани, запрягли ее и поехали, как матушка велела, с середы, развалив при этом печь.
В пути их застала ночь. Попросились в ближайшей деревне ночевать. Случайно услышавший разговор братьев о том, «в каку сторону сани оглоблям-ту ставить» хозяин решил над ними пошутить и развернул средство передвижения оглоблями обратно. Ничего не подозревавшие братья отправились утром дальше, но один из них стал замечать, что они эти места уже видели, на что другой отвечал, что таковые могут быть не только у них. Когда же, доехав до собственной деревни, они узрели свою мать, между ними произошел следующий разговор:

Русские | Просмотров: 22 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Починок Мало-Ключевский Ключевской волости Глазовского уезда. Хозяйство Каркина Василия Романовича. Хозяин указывался как: крестьянин, вотяк, земледелец, 61 года, неграмотный. Семья его была большая: три сына 27-14 лет, внук 5 лет, жена, сноха, две дочери 25 и 11 лет, внучка 2 лет. Внуки были, скорее всего, от старшего сына 27 лет, который на момент переписи был мобилизован и отсутствовал 24 месяца. Также как и отец, мать, сестры и жена, он был неграмотный, но грамотными были два его младших брата 17 и 14 лет.
Семья Каркиных имела хорошее хозяйство:
1 лошадь
2 корова
1 теленок
3 овцы и 3 ягненка
1 свинья и 3 поросенка
Ржи 16,0
Овса 20,0
Ячменя 3,0
Льна 02,
Картофеля 19,0

Удмурты | Просмотров: 24 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

В некоторых селениях Тожсолинской волости (Яранский уезд) существует суеверный обычай, под названием «шипшины». Например, заболит у какой-нибудь женщины голова, то чтобы излечиться от этой головной боли, она обещается сделать шипшину.
Этот суеверный обычай начинается так: 2 или 3 родственника больной женщины берут курицу и едут вместе с больной в церковь. Отслужив в церкви молебен и возвратившись домой, они извещают всех своих родственников о дне шипшины.

Яранский уезд (южная часть) | Просмотров: 29 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Русских в губернии более ¾ всего населения (2,912 тысячи); они живут во всех уездах и везде своим числом превышают всех инородцев вместе. Города же и заводы населены почти исключительно одними русскими. Русские, составляющие городское население, ничем не различаются от жителей других городов России; сельское же русское население, т.е. крестьяне несколько разнятся от крестьян соседний губерний: вятские крестьяне пониже ростом, приземисты и более невзрачны и серы на вид; по характеру вятчане кажутся простоватыми, неповоротливыми, но на самом деле сметливы и далеко не так просты, что доказывается обширным развитием различных промыслов и ремесел.

Русские | Просмотров: 18 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)

Кроме русских крестьян в Максинерском районе имеется вотяков - мужчин – 157, женщин 195, татар мужчин – 17, женщин – 23. В Мари-Турекском районе имеется татар: мужчин 36, женщин 25. Вотяков мужчин 3. В Елеевском районе имеется татар мужчин 236, женщин 257. В Сабанурском районе татар мужчин 91, женщин 105. В Шоринском районе имеется татар мужчин 108, женщин. 128, вотяков мужчин 2, женщин 1. Всего по кантону имеется татар мужчин 7876, женщин 8926 человек, вотяков мужчин 542, женщин 671 человек.

Удмурты | Просмотров: 21 | Добавил: Дмитрий | Дата: 08.05.2022 | Комментарии (0)