Как у удмуртов справлялись свадьбы в старину. День первый

Отец жениха заранее оповещал своих родственников о дне свадьбы. «В рождество придется за красным товаром ехать, готовьте праздничные дуги», - говорил он. В день сюана приглашенные собирались в дом жениха. Его отец назначал старшего из поезжан (бадзым ваись), так как он сам, да и жених, не ехали вместе со всеми. Бадзым ваись отвечал за поведение всех и за привоз невесты. Жених должен был ехать на другой день, а его родители не ездили вовсе. Получив благословение старших, их наставления о хорошем поведении, о добром веселии, пожелания успешной, благополучной поездки, собравшиеся сюанчи выходили из дома. За невестой ехали нечетным числом, чтобы при возвращении все были парами.
В доме невесты все готово к приему свадьбу. Услышав звон колокольчиков, два человека выходили встречать, взяв тарелку с маслом или стряпней и четверть самогона. Никого в дом не впускали, пока не отведают самогону и масла. В избе сюанчи просили познакомить их с торо (тысяцким), без которого они якобы не справятся со своими обязанностями. Им представляли торо (обычно крестный невесты), которого сажали на подушку в красном углу. После ужина поезжане просили торо, что бы он «научил их петь».
Торо просил всех встать в круг и запевал песню, но не свадебную. Пропев куплет, спрашивал, годится ли песня. Поезжане не принимают, просят другую. Тогда он запевал свадебную, но ту, которую следует петь в доме жениха. Поезжане снова отвергают песню. И лишь на третий раз торо заводит сюан гур – песню, которую должны петь в этот день. Поезжане ее подхватывают и благодарят торо за хорошую мелодию. С этого момента до отъезда поезжане должны были петь не умолкая, не считая двух-трех часов отдыха ночью. Специально назначенный человек со жгутом из полотенца или плеткой в руке зорко следил за всеми и «наказывал» ленивых.
Свадьба в деревне – крупное событие. Маленькая деревня почти вся в ней участвовала. Родственники невесты – односельчане должны были все поочередно пригласить и угостить поезжан от жениха. Неприглашенные приходили сами посмотреть: никто не упускал такое зрелище. Из дома невесты свадьба с песнями направлялась к торо, затем последовательно ко всем остальным. В каждом доме угощение, а в ответ – песни, песни, восхваляющие щедрость и гостеприимство хозяев, пожелания им дальнейшего благополучия. Свадебное гуляние продолжалось почти всю ночь, лишь под утро, проводив домой и уложив спать торо (а чтобы не проспал – под голову полено), поезжане возвращались в дом невесты и отдохнуть, однако это им редко удавалось. Их пожелание поспать вызывало насмешки со стороны балагуров – односельчан невесты. Они мешали им спать, а над уснувшими всячески подшучивали: связывали ноги, пришивали за одежду к постели, раскрашивали им лиц, привязывали друг к другу и так далее.

Людмила Христолюбова. Старая удмуртская свадьба // Край родниковый (сборник очерков) – М. 1984 г., с.50-51

 

Категория: Удмурты | Добавил: Дмитрий (05.02.2023)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar