Пища. Для пищи в скоромные дни зажиточные и нескупые домохозяева колют рогатый скот и свиней; в постные же дни вообще варят горох, кислые щти (щи), просовую кашу, картофель. Заготавливают соленой капусты, огурцев, которые при хорошем урожае бывают дешевы (от 57 копеек до 1 рублей и от 1 до 1 ½ р. серебром за тысячу). В дождливое лето набирают довольно лесных груздей и брусники.
Домашние лекарства. При удушье (удушьем называют и чахотку) пьют некоторые в воде и вине нашатырь, один даже полагал по капле в отварную воду купоросного масла; при боле в животе, особенно после надсады, пьют в пиве и пресном квасу крепкую водку; в горячке для утоления жара делают примочки из уксусу и соленых огурцев; при лихорадочном парксизме пьют полынь, троелистку и хину.
Обряды при погребении и поминовении усопших исполняются ими согласно установлению святой Церкви. Одно лишь несколько отличий их от всеобщего обыкновения христиан, именно: в день погребения или поминовения присных своих они принос в церковь только один мед, без символического пшена, который при поминовении бывает заменяемо у них кусочком пшеничного хлеба, обмакнутого в мед. Женщина, поминая мужа своего, при вкушении указанного хлеба, сказала: «Дай Бог, чтобы ему там было сладко, приятно».
Домашний быт. Жилища их просты, крытые тесом или дранницами с 2 сторон, почти все об одном этаже, низменны и необширны. У каждого порядочного домохозяина есть так называемая связь, т.е изба с сенями и с другой горницей – теплою или холодною, из которых первая бывает освещена двумя или тремя окнами в улицу, среднего размера, с одним, двумя или тремя (окнами) во двор; во второй зажиточные хорошие мужики устрояют также как и в первой с той разницей, что в другой избе не делают так называемых палатей, где в зимнее время усталые крестьяне находят для себя желанный приют. В избах вместо стульев издавна введены в употребление лавки, шириною в поларшина, а в праздничное время, при многолюдстве употребляются вдобавок скамьи. Для этикета в каждой избе имеются стул или два. Жилища их в простое время чистоты особой не имеют, тем более что хозяева занимаются в них произведением изделий из леса.
Женщины по будням надевают синие льяные сарафаны; рубашки - иногда синие, белые, мелкопестрядиные. В воскресные дни употребляют эту же одежду, только с некоторою опрятностию и чистотою. В годовые праздники их видишь в более китаечныхых темных, голубых и зеленых сарафанах; а девушки для приличия шьют сарафаны ситцевые, китаечные – цветные, полушелковые, не имея при том обыкновения стягивать себя каким-нибудь поясом, как это водится в других местах губернии. В простое время головными уборами служат так называемые морщены (тоже чехлики) ситцевые, китайские; гарнитуровые же и парчевые почепешники берегут для праздника; обувью – коты и башмаки. Девицы богатых отцов, при выходе из домов в праздники, покрываются шелковыми платками или носят их на голове конусообразно, просто сказать – тюриком; башмаки кожаные черные и цветные сафьянные бывают нарядной для них обувью.
Платье мужское зимнее состоит из овчинных полушубков крытых и некрытых, на которые в холодное и другое время надеваются темнобурые и синие суконные кафтаны собственного и фабричного (от 1 до 1 ½ рубля серебром за аршин) производства. В летнее время носят те же суконные кафтаны и нанковые халаты. Зимою головы покрывают суконными шапками, подбитыми мехом или ватою, и частью картузами, которые, при поярковых шляпах употребляют и в летнее время. При повседневной работе мужчины носят рубашки из мелкой пестряди, с примесью цветной бумаги, домашнего производства. В праздники для многих служат щегольским нарядом рубашки ситцевые, холстинковые, краснобумажные; нанковые и плисовые широкие шаровары. Сапоги большей частью употребляются в праздничное время, а в будни и для зажиточных крестьян – лапти служат неотъёмлимой принадлежностью исключая торгашей.
Свадьба. Родители, первоначально приискав для своего сына невесту и уговоривши со сватом, приезжают с женой для должного сговора, хотя бы он ранее и не видал сей девицы. При этом случае приглашался восприемник жениха и близкий родственник. Для угощения гостей от жениха привозилось ведро или два хлебных вина, несколько виноградного (вина) и вареного меду. По приходе в избу, жених и родство его, в ожидании вывода невесты, стоят на ногах около получаса или четверть часа, так как, по принятому обыкновению, вывести вскоре невесту считается неприличным. В это время девицы ее одевают. После того как, за Божьим благословением, жених с невестой и гости займут места свои, от невесты напоминают свату о том, не угодно ли ему выйти в сени для каких-нибудь переговоров; но сей с учтивостью откланивается, говоря, что ему толковать не о чем: сказано – сделано; лучше де, сватушка, ударим по рукам. И вот наши сваты берут в руку конец полы своего кафтана или плат и, ударяя по рукам, целуются; после сего они первые пьют по стакану водки, а созванные девицы начинают свои мелодичные песни. Здесь замечено и то, что жених не платит за невесту калыма, который в других уездах простирается от 10 до 30 рублей серебром; впрочем, из приличия он дарит невесте от 3 до 5 и более серебра. Со дня решительной помолвки, невеста в кругу подружек своих нередко плачет, даже вопит, хотя бы жених ея был умный и богатый. Простая ж говорит: «лучше, де, горе свое оплакать в девстве, чем замужем; не поплачешь невестой, придется иногда плакать в замужестве».
Особенности общественного быта. В каждом удельном селении выборный есть главное лицо: он наблюдатель за порядком и распорядитель в общественных действиях, а потому всякое событие необыкновенное, всякое дело общественное и самые беспорядки доходят первоначально до его сведения. Каждое сведение он поверяет первее суждением собственным, а потом отдает на суд мира или Приказа. И мирские сходы бывают по его приглашению, чрез десятников, коих обязанность подобна действию нижних полицейских служителей. На мирских сходках хотя обсуживаются некоторого рода буйства, дерзости и беспорядки жителей, но без участия Головы Приказа наказания виновных в нарушении общественного спокойствия не утверждает и не выполняется. Сбор общественных денег бывает по смете удельного начальства и производится выборным или сборщиком податей для передачи по принадлежности.
Местные обычаи при разделе имений могут быть трех свойств: А. при отделе самими родителями одного сына на особую одворицу Б) при удалении его из-под крова отеческого по собственному желанию и В) при разделе имений по смерти родителей между братьями. В первом случае сердобольные родители добрым сыновьям выстраивают от себя дом со всеми принадлежностями, наделяют хлебом, скотом и деньгами, если оные имеются. Во 2-м родители оскорбленные непослушанием и непокорностью своего сына лишают его почти всего надела. В 3-м - братья по смерти родителей не желающие жить в одном доме, делят наследство свое о равной части, исключая тайного лукавства в утаение денег тем из них, у которого они были на сохранении.
При выдаче в замуж дочерей лиц небогатые родители награждают их немногим. В наделе дают им шубу или две нанковые, два или три ситцевых сарафана (шелковые бывают только у богатых), несколько будничной одежды. Шелковые косынки и платки в приданое приносят редкие. Надо сказать, что ж и девы этого уголка очень скромны и не взысканы в своих уборах.
Этнографические сведения об удельных крестьянах подгорных деревень Елабужского уезда (труд священника города Елабуги 1849 г. Михаила Ардашева в обработке Д.К.Зеленина), с.1-4
| |
| |
Просмотров: 375 | | |
Всего комментариев: 0 | |