Марийская секта «Кугу сорта»

 

Зарождение марийской секты «Кугу сорта»

 

Во  второй половине 19 века в единой марийской религии возник раскол, когда возникла секта «Кугу сорта»,  вовлекшая в себя множество сторонников. Как она зарождалась, описал в 2012 г. в своей брошюре «Марийская религиозная секта «Кугу сорта» исследователь В.М.Васильев:

В 1877 году в д.Б.Рутке, Юкшумской волости, Яранского уезда было организовано грандиозное моление марийцев указанной деревни Никитой и Герасимом. Молящихся было до 700 человек. Бывший на означенном молении кр. д. Мал.Рутки Григорий Гаврилов, сложив из дров  клетку (кара-цура), поднялся на нее и произнес агитационную речь о смене  кровавых жертв на моление со свечами. В момент произнесения речи произошло солнечное затмение и пока оно продолжалось, слушатели испытывали страшное смятение, одни колебались принять учение, другие готовы были объяснять даже самое затмение речью проповедника. Но вот затмение прошло, солнце вновь просияло, слушатели вздохнули облегченно, и и большинство молящейся массы  приняло новое учение.  Тогда же было устроено торжественное моление  со свечами, причем оно было названо всемарийским и так как  свечей для всего народа  приготовить не было возможности, то взяли несколько ржаных снопов, сделали из них  восковую оболочку и поставили в виде большой свечи. С этого времени и началось моление исключительно со свечами и приношениями из хлебных злаков, и притом в одежде отменно белой в сравнении с той, какая  употреблялась для обычного ношения.

 

 

Марийская религиозная секта под названием «Кугу сорта» (большая свеча) распространена  сравнительно незначительно, не говоря уж о том, что она  ограничивается только марийским именем.

Чтобы иметь ясное представление о степени распространения секты,  следует отметить прежде всего совершенно упущенный всеми исследователями момент в ее содержании, именно распадение ее на три толка.

 Первый толк – это самый чистый, так сказать, непогрешимый вид секты. Это толк секты из с аскетическим, подвижническим образом жизни, выражающемся в повседневной жизни в воздержании от курения табаку, от употребления чая, спиртных напитков, некоторых овощей и злаков и продуктов промышленного производства вообще. В религиозной области отличается он кроме изгнания кровавых жертв и молений низшим духам, самым точным исполнением всех требований сектантских верований…

 Этот толк по численности самый малочисленный, насчитывающий всего лишь несколько десятков человек.

Он наблюдается по бывшему Яранскому уезду в следующих пунктах: с.Упша, М.Кугунур, Изинур быв. Оршанской волости, Кордо бывшей ЕРнурской волости, д. Средняя Турша (Туршулук) быв. Великоречинской волости, д.М.Рутка (Изи Рутка) быв. Юкшумской волости, позднее Корляковской. По бывшему Царевококшайскому уезду: д.Ошламучаш-околод, Кабак-сола быв. Арбанской волости.

Второй толк тоже без кровавых жертв и молений низшим духам, но не с таким точным выполнением религиозных обрядов, как первый и с образом жизни почти ничем не отличающимся от жизни других марийцев, исключая разве лишь изгнания из круга домашних животных свиней и коз. Этот толк получился от первого, со времени ссылки сектантов в Сибирь и тоже не может похвалиться особенной численностью своих последователей. Он наблюдается в следующих пунктах: быв. Яранский уезд: дер.Кордо, с.Ернур и Мал.Чирки быв. Ернурской волости, Шурго-Йымал, Лужбеляк (Лужа-влак), с.Пектубаево быв.КАдамской волости и с.Упша быв. Оршанской волости,Тожсолинской вол., быв. ПИжанской вол, быв. Сердежской волости.

Третий толк отличается от других язычников-марийцев только тем, что не признает молений низшим духам и в молитвенных обращениях несколько приближается к первым двум толкам, но признает, как и другие марийцы, кровавые жертвы; во всем же остальном и в образе жизни никаких отличий от других марийцев не имеет. Это наиболее многочисленный по числу последователей толк, насчитывающий их может быть тысячами. Он наблюдается в следующих бывших волостях бывшего Яранского уезда: Кадамской, Ернурской, Тожсолинской, Сердежской, Оршанской, Великореченской и Юшумской; в бывшей Арбанской волости быв. Царевококшайского уезда и в пределах бывшего Уржумского уезда.

 

В.М.Васильев. Марийская религиозная секта «Кугу сорта» - Йошкар-Ола 2018 г., с.14-15

 

Категория: Марийцы | Добавил: Дмитрий (10.10.2019)
Просмотров: 724 | Теги: Марийская секта «Кугу сорта» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar