/> /> /> />
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
В настоящее время вотяки обитают к северо-востоку от того района вокруг слияния Волги и Камы, который был нами очерчен как местность первоначального обитания вотяков в Среднем Поволжье. Вотяков совершенно нет на правой стороне Волги, нет их также к югу от Камы, между р.Белой и Волгой; на правой стороне р.Вятки они занимают в настоящее время лишь небольшой островок среди татарского населения в северной части Арского и Мамадышского кантона. В пределах Марийской области и Чувашской области вотяков вовсе нет, что составляет резкую противоположность обилию здесь вотских речных названий, несомненно свидетельствующих о том, что вотяки тут жили когда-то.
Рыжие волосы, впалые щеки, желтовато-красное, веснушчатое лицо, маленькая бородка, узкие подслеповатые глаза, - вот наружность вотяка. Русские зовут вотяков «мышь», - за их низкий рост и тщедушное сложение. Вотяк вял и неповоротлив, часто нечистоплотен; но трудолюбив и бережлив. Смирный и безобидный, но под влиянием кумышки способен к зверскому преступлению. Общественные инстинкты развиты сильнее, чем у русских; работы всей деревней - в большом обычае: косить или жать начинают всегда с общего согласия; друг друга никогда не выдадут.
Согласно удмуртским поговоркам жизнь начинается с женитьбы («улон кышно басьтонысен кутске») и что хорошая жена – половина хозяйства («умой кышно – жыны юрт»). Вот какое значение придавалось вступлению в брак! А значительное событие надо было и оформить соответствующим образом. Поэтому вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами, выполнение которых, с точки зрения их исполнителей, должно было обеспечить будущую благополучную и счастливую жизнь супругов.
О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов, большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в 3 тысячелетии до нашей эры, а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов…
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-иллем», т.е. вотское поселение.
Начальная история Марийского края |
Просмотров: 539 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 02.07.2020
| Комментарии (0)
Громадную роль у вотяков играют туно, т.е. жрецы; можно думать, что если бы не было туно, то вотяки скоро забыли бы свою языческую религию. Во всех выдающихся событиях своей жизни вотяк обращается к туно за советом; тот указывает ему, какую он должен принести жертву. При этом жрец часто часто называет скотину с какой-нибудь оригинальною мастью, какая имеется у его родственника. Бедный вотяк принужден купить эту скотину, а продавец пользуется случаем и берет громадные деньги. И вообще, языческие жертвоприношения для вотяков крайне разорительны.
Наиболее близок к удмуртскому языку язык коми (около 80 % слов общего происхождения). Вместе тот и другой составляют пермскую ветвь финно-угорских языков; они близки примерно так же, как русский и польский языки. Языковые параллели говорят, как об общности происхождения финно-угров, так и об их этнокультурных контактах. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на языке и культуре этих народов
В своих религиозных верованиях вотяки в значительной чистоте сохраняли древнейшие переживания финских народов. В этом отношении они резко отличаются от мари (черемис) и мордвы. У вотяков до недавнего времени сохранялось архаическое представление о триаде верховных богов, восходящее к таким древним переживаниям, как шумерская троица Ану-Эа-Энлиль в Месопотамии. По представлениям вотяков верховные боги – Инмар, Кылдысин и Куазь.
Появление на свет ребенка сопровождается поздравлениями, причем посетители приносят подарки. Затем начинается пирушка, носящая название «кабака; она продолжается день и ночь в продолжение 3-4 суток, при вся собственная кумышка потребляется и вино достают уже со стороны.
у Вотяков мужские звания: Дузмеке, Ишкеика, Камаш, Аимуген, Эшмурза, Батыр, Катырка и прочая; женские имена Туйбике, Байбике, Нюлка и многие другие.
В настоящее время вотяки обитают к северо-востоку от того района вокруг слияния Волги и Камы, который был нами очерчен как местность первоначального обитания вотяков в Среднем Поволжье. Вотяков совершенно нет на правой стороне Волги, нет их также к югу от Камы, между р.Белой и Волгой; на правой стороне р.Вятки они занимают в настоящее время лишь небольшой островок среди татарского населения в северной части Арского и Мамадышского кантона. В пределах Марийской области и Чувашской области вотяков вовсе нет, что составляет резкую противоположность обилию здесь вотских речных названий, несомненно свидетельствующих о том, что вотяки тут жили когда-то. |
Рыжие волосы, впалые щеки, желтовато-красное, веснушчатое лицо, маленькая бородка, узкие подслеповатые глаза, - вот наружность вотяка. Русские зовут вотяков «мышь», - за их низкий рост и тщедушное сложение. Вотяк вял и неповоротлив, часто нечистоплотен; но трудолюбив и бережлив. Смирный и безобидный, но под влиянием кумышки способен к зверскому преступлению. Общественные инстинкты развиты сильнее, чем у русских; работы всей деревней - в большом обычае: косить или жать начинают всегда с общего согласия; друг друга никогда не выдадут. |
Согласно удмуртским поговоркам жизнь начинается с женитьбы («улон кышно басьтонысен кутске») и что хорошая жена – половина хозяйства («умой кышно – жыны юрт»). Вот какое значение придавалось вступлению в брак! А значительное событие надо было и оформить соответствующим образом. Поэтому вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами, выполнение которых, с точки зрения их исполнителей, должно было обеспечить будущую благополучную и счастливую жизнь супругов. |
О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов, большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в 3 тысячелетии до нашей эры, а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов… |
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-иллем», т.е. вотское поселение.
Начальная история Марийского края |
Просмотров: 539 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 02.07.2020
| Комментарии (0)
|
Громадную роль у вотяков играют туно, т.е. жрецы; можно думать, что если бы не было туно, то вотяки скоро забыли бы свою языческую религию. Во всех выдающихся событиях своей жизни вотяк обращается к туно за советом; тот указывает ему, какую он должен принести жертву. При этом жрец часто часто называет скотину с какой-нибудь оригинальною мастью, какая имеется у его родственника. Бедный вотяк принужден купить эту скотину, а продавец пользуется случаем и берет громадные деньги. И вообще, языческие жертвоприношения для вотяков крайне разорительны. |
Наиболее близок к удмуртскому языку язык коми (около 80 % слов общего происхождения). Вместе тот и другой составляют пермскую ветвь финно-угорских языков; они близки примерно так же, как русский и польский языки. Языковые параллели говорят, как об общности происхождения финно-угров, так и об их этнокультурных контактах. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на языке и культуре этих народов |
В своих религиозных верованиях вотяки в значительной чистоте сохраняли древнейшие переживания финских народов. В этом отношении они резко отличаются от мари (черемис) и мордвы. У вотяков до недавнего времени сохранялось архаическое представление о триаде верховных богов, восходящее к таким древним переживаниям, как шумерская троица Ану-Эа-Энлиль в Месопотамии. По представлениям вотяков верховные боги – Инмар, Кылдысин и Куазь. |
Появление на свет ребенка сопровождается поздравлениями, причем посетители приносят подарки. Затем начинается пирушка, носящая название «кабака; она продолжается день и ночь в продолжение 3-4 суток, при вся собственная кумышка потребляется и вино достают уже со стороны. |
у Вотяков мужские звания: Дузмеке, Ишкеика, Камаш, Аимуген, Эшмурза, Батыр, Катырка и прочая; женские имена Туйбике, Байбике, Нюлка и многие другие. |