Дореволюционные этнографы об удмуртах

Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская, хотя от здешних чудских областей отделена великими славянскими государствами, т.е. Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами… Представив чудской народ в нынешнем его состоянии и по большой части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете.

 

М.В.Ломоносов. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года.

 

«Вотяки  от самой природы флегматичны.  Когда заговариваешь с вотяками, они  отвечают медленно, но вдумчиво. На базаре часто на вопрос, сколько  стоит их товар, они, почесывая голову, отвечают угрюмо: «Не знаю». Только  На второй вопрос  уже сообщают цену, но обыкновенно ни на грош не сбавляют… Обычно это приписывают  их глуповатости. Русский крестьянин  на вопрос отвечает  быстро и определенно: за свой товар он назначает двойную  цену и своей бойкостью производит впечатление  толкового малого… При близком  знакомстве с вотяками убеждаешься, что они смышленые  и достаточно развиты. В поведении вотяка, сколько  я наблюдал,  чувствуется независимость, он не обнаруживает  того раболепства, какое можно  наблюдать  среди  русских крестьян западных  губерний России…»

 

Вотяки. Ижевский  земский врач Макс Бух

 

«Наружность  вотяка носит на себе отпечаток бессилия. В сравнении с русскими и татарами вотяк роста ниже среднего, телосложениемслаб, худ и невзрачен на вид, сутуловат и с кривыми ногами. Цвет лица желтый, смуглый, волосы чаще рыжие или русые, жесткие и без блеска, всегда нечесаные… В нравах вотяка, вообще говоря, больше хороших, чем дурных черт. С одной стороны он миролюбив, дружелюбен, в домашней жизни не сварлив, гостеприимен, тих, скромен, бережлив, часто до скупости, хороший земледелец, страстный пчеловод и неутомимый лесник, с другой стороны он робок и боязлив, особенно перед русскими и властями…. В сравнении со своими соседями – русскими и татарами, вотяк представляет себя существом слабым и беззащитным…»

 

 Бехтерев В. Вотяки  - Вестник Европы СПБ 1880 г.

 

 

«Мужики бедные, избы худые…» (из записок А.Н.Радищева)

 

13 ноября 1790 года. Ехали лесом: сосняку мало, ель, дуб, береза, осина и пр. Здесь вышла дорога из Оренбурга; вятская отделилась от пермской. Татары ездят в Ирбит, Оренбург, Семипалатинскую и Устькаменогорскую крепость за лошадьми. От Юрука до реки Вятки 9 верст,  до озера от Вятки 3 версты, где (купцы из Тобольска) потонули, в Янгуловой продавали одеяло двойное теплое из степных лисьих хвостов, 6 р. просили. Татары, черемисы, чуваши селятся по увалам и долам. Русские по горе.

  У чуваш и черемис избы черные, но воздух здоровее, нежели у русских в избах, ибо прямо с надворья.

  Они холод любят, тараканов нет, но много блох. У татар избы белые, впереди камелек. По лесам татары бьют медведей, волков, лисиц, зайцев, векшу и мало куниц.

На перевозе (реки) Вятки стоит село русское г.Юшкова, мужики бедные, избы худые.

  Река Вятка,лес по обе стороны, ельник по большей части и всякий черный лес…

…Вотские деревни… Народ боязливый и добрый… Народ простой. В Зятцах писарь ученый по-русски… В Дебесе похожина русских… Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных… Вотяки поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали.

 Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали. Летом на ней паром, шириною сажен в 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее  ель и пр.  Две  версты от реки – вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах.  Народ боязливый и добрый. В Какси один овин. Живет один отставной сержант с семьею, держит постоялый двор.

А.Н.Радищев. Избранные сочинения. М-Л, 1949 г., с.705-707

 

…«Целомудрие у них не есть добродетель, и родители охотно уступают своих дочерей для плотских удовольствий посторонним мужчинам, т.к беременная легче находит мужа: она уже может считаться плодовитою. Впрочем, у них допускается многоженство. – Муж редко бранит свою жену и еще реже бьет. Если что-нибудь подобное и случается, то это смотрят как на нечто предосудительное». Характерно, что беременные жены у вотяков освобождаются от всех тяжелых работ; этого гуманного обычая нет у русских крестьян. (записано у Иоганна Эрдмана от 1816 г.).

Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель. Этнографическое описание Прикамского края – 1904 г.

 

Обычаи вотяков. Появление на свет ребенка сопровождается поздравлениями, причем посетители приносят подарки. Затем начинается пирушка, носящая название «кабака; она продолжается день и ночь в продолжение 3-4 суток, при вся собственная кумышка потребляется и вино достают уже со стороны.
При кончине кого-либо приглашают соседей, потому что вотяки, особенно вотячки, боятся мертвых. Домашние оплакивают умершего, а соседи обмывают его, облекают в чистое белье и прочее. Проводы покойного считаются непременной обязанностью.

Вотяки // Вятские губернские ведомости - 1885 г. № 45

 

 

Вотяков в губернии считается 443 тысячи. Они живут  главным образом в 4 уездах: Глазовском, Сарапульском, Малмыжском и Елабужском. По  наружному виду вотяки заметно отличаются от русских: они низкого роста,  с плоским лицом, выдающимися скулами и узкими подслеповатыми глазами; одежду вотяки носят преимущественно серого и белого цвета, у женщин вышитые сарафаны и рубашки, а на шее жестяные и оловянные кружки и серебряные монеты. Вотяки смирны, бережны, неповоротливы и упрямы, живут большими семьями, дружно и зажиточно, но грязно и неопрятно; кроме земледелия, вотяки не занимаются  почти никакими промыслами, но любят водить пчел и ходить на охоту. Почти все вотяки православные, но и до сих пор сохраняют многое из своих языческих  обрядов и верований. У вотяков есть свой язык, хотя слов нем сравнительно немного; грамоты же вотяцкой нет и они обучены русской грамоте; грамотность развита среди вотяков еще меньше,  чем среди русских.

 

Лаврентьев, К. В. География Вятской губернии : Курс родиноведения для городских училищ. - Вятка, 1890. - 216 с.

Категория: Удмурты | Добавил: Дмитрий (10.10.2019)
Просмотров: 445 | Теги: Макс Бух, Макс Бух Воттяки, Воттяки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar