О вотяках. У сих народов дворы построены так, как и татарских муж, и тем разнятся от деревенского строения русских мужиков; ибо у них нет черных изб, но над печами и очагами сделаны дымовые окошки и комли. В избах везде сделаны у них, как и у татар, широкие лавки, или полки так, что поперек оных протянувшись человеку лежать можно; токмо оныя лавки не по всей избе шириною одинаковы. Оконницы по большей части паюсные, отчего зимой у них весьма тепло бывает, или из тонких берест. Я не мог приметить того, что пишет Стралемберг о дворах Чувашских, якобы у них все избы дверьми на полдень строятся; ибо, хотя я сам ни в одной чувашской деревне не был, однакож чувашский толмач, которое долгое время у них жил и в Казани мне дан был, Стралемберговы объявления ни мало не подтвердил.
Черемисы, чуваши и вотяки, суть особые три языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами своими простираются до 200 верст выше и ниже города Казани, по обе стороны реки Волги так, что черемисы по большей части жительство свое имеют на левом берегу помянутой реки, и к востоку по разным местам до Кунгурского уезда, а чуваши наибольше по правому берегу реки Волги; вотяки же имеют жилища свои от Волги в сторону, а именно в половине северной части Казанской губернии, т.е. около реки Вятки.
Черемисы, чуваши и вотяки по городам, или слободам, вместе с Русскими не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и чуваши живут без разбору, так что их по всем обстоятельствам почти за один народ почесть можно: одни вотяки так дики и грубы, что они ни с как другим народом дружеского обхождения иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.
Вотякские деревни по большей части состоят из 20, 30 и из 40 дворов, смотря по тому, сколько между дикими лесами под известное число дворов места будет, и сколько пропитания для себя и для скота найдется. У черемисов и у вотяков есть такое проявление: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни и хоромное строение переносят на другое место; а иные дворы оставляют и на старых местах, и отдавая оное охотникам в наем.
Чуваши и вотяки. Они пьют воду, молоко, пиво и мед. Которые зажиточны, те пьют и вино, а паче из вотяков, которые как прежде объявлено, сами винокурни имеют. Мущины и бабы нюхают табак и кладут за губу. Между чувашами некоторые и курят табак, токмо весьма редко.
В прочем все помянутые народы пребывают в крайней слепоте своего невежества. У них нет ни писем, ни книг; и ежели кто о том их спросит, то в шутку говорят, что книги у них корова поела. Стралемберг принимая сию последнюю якобы за правду, пишет, что есть у них о том повесть; но как я спрашивал их о том в разные времена неоднократно, почитают ли то они за правду? то получил от них в ответ, что хотя у них такая последняя и есть, токмо оная употребляетсяся в шутках. У всех вышепомянутых народов нет никаких повестей, кроме что которые надлежат до их закона, и один от другого по преданию содержат. Они не стараются ни о каких науках, да и не желают ни мало оными себя поисправить. Трудно сыскать такой народ, который бы не имел какого-нибудь год счисления; но сии народы не знают ничего, когда год начался, кроме что лето и зиму считая вместе годом называют. Равным же образом не имеют они какого понятия о месяцах; о днях недели они знают, считая в каждой по 7 дней, и каждый день называют собственным именем, что они по большей части от Татар приняли. Сперва надеялся я получить у сих народах о древних их временах, их происхождении, о прошлых жилищах, о бывших войнах и о прочем, некоторые хотя не ясное и с баснословием обстоят соединенное известие, но тщетно. На таковые вопросы они ни малого ответа дать не умеют, а извиняются своею простотою, которая им о таких делах размышлять не позволяет. Все то, что я к приращению Истории и Географии по сказанию их собрать мог, состоит токмо в малом числе названий народов, городов и рек, на разных языках сих народов. Потребного произведения и причине оным званиям, довольно рассуждений о изобретении новых, или к подтверждению истории истины древних времен, не всегда выведать мне можно было. Стралемберг пишет еще о вотяках, что они себя называют Арр, а землю свою Арима, и потому рассуждает, что у Плиния упоминается народ Арамеи есть тож, что и вотяки. Но я сего подтвердить не могу, ибо Вотяки, в которых местах я был, не называют себя Арр, но именуются Уд-Мурт. Слово Уд по-черемисски именуется Ода и есть имя собственное, а Мурт имя нарицательное, потому Русскими называются они на своем языке Дюч-Мурт. Сверх же того земля не называется по их Ма, а как у Стралемберга на разных языках в его словаре объявляется, но Мурзем; а у татар уведомился я, что они вотяков Ар называют.
Из татарского слова Идель или Адель Чуваши сделали Адаль и Волгу, по обыкновению живущих по Каме вотяков называют Асли-Адам, т.е. Большою Рекой, а напротив того Каму Шорог-Адаль, то есть Белою; и сие последнее название взято от того, что вода в Каме светлее, нежели в Волге. Повыше устья речки Казанки, при которой город Казань стоит, в 40 верстах с западной стороны впала в Волгу небольшая речка, которую чуваши по вышеоказанной же причине Шорог-Шу, то есть Белой Речкою называют; по-русски именуется она Беловотскою речкою, по которой также большое село, стоящее при устье оной речки на самом высоком яру того берега по реке Волге, с построенными многими дворами в низ по оной же реке, называется Беловолжским селом.
Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.). - 1896.
| |
| |
Просмотров: 425 | | |
Всего комментариев: 0 | |