Г.Ф.Миллер о удмуртах. 1791 год

 О вотяках.  У сих народов дворы построены так, как и татарских муж, и тем  разнятся  от деревенского строения  русских мужиков; ибо у них нет черных изб, но над печами и очагами сделаны дымовые окошки и комли.    В избах везде сделаны у них, как и у татар,  широкие лавки,  или полки так,  что поперек оных   протянувшись человеку лежать можно; токмо  оныя лавки  не по всей  избе  шириною одинаковы.  Оконницы по большей  части   паюсные, отчего   зимой у них весьма тепло бывает, или из тонких берест. Я не мог приметить того,  что пишет Стралемберг  о дворах Чувашских, якобы у них все избы дверьми на полдень строятся; ибо, хотя я сам ни в одной чувашской деревне не был, однакож чувашский толмач, которое долгое  время у них жил и в Казани мне дан был, Стралемберговы объявления ни мало не подтвердил.

 

Черемисы, чуваши  и вотяки, суть  особые три  языческих народа в Казанской губернии, которые жилищами  своими простираются  до 200 верст  выше и ниже города Казани,   по обе стороны  реки Волги так, что черемисы  по большей  части  жительство  свое имеют   на левом берегу помянутой  реки, и к востоку  по разным местам  до Кунгурского  уезда, а чуваши   наибольше  по  правому  берегу  реки  Волги; вотяки  же имеют жилища свои  от Волги в сторону, а именно в половине северной  части  Казанской губернии, т.е. около  реки  Вятки.

 

Черемисы,  чуваши и вотяки  по городам, или слободам, вместе с Русскими  не живут, но в особливых деревнях, и тем разнятся от татар, которые и в русских селениями своими живут слободами. Черемисы ныне живут так же  и с татарами,  чуваши по некоторым  местам  с татарами  и с мордвою, и в Козмодемьянском дистрикте. Черемисы и  чуваши  живут  без разбору,    так что их по всем обстоятельствам   почти за  один народ почесть можно: одни вотяки так дики   и грубы,  что они ни с как другим народом  дружеского обхождения  иметь не хотят, или чтобы жить вместе в одной деревне.

 

Вотякские  деревни по большей части состоят  из 20, 30   и из 40 дворов, смотря по тому, сколько между  дикими лесами  под известное   число дворов   места будет, и сколько пропитания  для себя и для скота найдется. У черемисов и у вотяков   есть такое проявление: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни  и хоромное строение переносят   на другое место; а иные дворы  оставляют  и на старых местах, и отдавая оное охотникам   в наем.

 

Чуваши и вотяки. Они пьют воду, молоко, пиво и мед. Которые зажиточны, те пьют и вино, а паче из вотяков, которые как прежде объявлено, сами винокурни имеют. Мущины и бабы нюхают табак и кладут за губу. Между чувашами некоторые и курят табак, токмо весьма редко.



У вотяцких баб в платье разность наипаче есть в том, что некоторые к повязкам берестяным, которые какой-нибудь истканью обложены и часто упоминаемой мелочью убраны, привешивают над главою еще корольки, в прочем же все носят на голове от одного уха к другому бересто, какой-нибудь истканью покрытое, вышитой в четверть аршина. Сверх сего покрываются платком четырехугольным, которого один конец висит спереди, другой сзади, а прочие два по плечам. Сей плат не только по краям разноцветными нитками выстрочен бывает, но еще и с бахромою, и издали много походит на прежние фонтанжи Европейских наших женщин. Такой головной убор называется у них Айшон. Удивления достойно, когда случится ночью поздно проезжая к Вотякам заехать; ибо, как их жены пробудивши от сна с печи долой полезут, то они в своем уборе весьма странны покажутся; что мне неоднократно случалось видеть. Они весьма скоро умеют убирать свои головы. Волосы заплетают в косу, которая с косником, убранном копейками и корольками, к поясу привязывается. На руках многие носят зарукавья корольковые, как татарки. Рубашки бывают у них такие же как у черемисок и у чувашек. Сверх оных носят они еще особливое платье, которое с низу до верху прорезано, а рукава по польскому обыкновению с плеч висячие, в которые рук не вздевают. Вообще говоря, платье вотяцких баб не таково хорошо, чисто и дорого, как у прочих тамошних народов.

В прочем все помянутые народы  пребывают в крайней слепоте своего невежества.  У них нет ни писем, ни книг; и ежели кто о том их спросит, то в шутку говорят, что книги у них корова поела. Стралемберг принимая сию последнюю якобы за правду, пишет, что есть  у них о том повесть; но как я спрашивал их о том в разные времена неоднократно, почитают ли то они за правду? то получил от них в ответ, что хотя у них такая последняя и есть, токмо оная употребляетсяся в шутках.

У всех вышепомянутых народов нет никаких повестей, кроме что которые   надлежат до их закона, и один от другого по преданию содержат. Они не стараются ни о каких науках, да и не желают ни мало оными себя поисправить. Трудно сыскать такой народ, который бы не имел   какого-нибудь год счисления; но сии народы   не знают ничего, когда год начался,  кроме что лето и зиму  считая вместе годом называют. Равным же образом не имеют  они какого понятия о месяцах; о днях недели они знают, считая в каждой по 7 дней, и каждый день называют собственным именем, что они по большей части  от Татар приняли.

Сперва надеялся я получить у сих народах о древних  их временах, их происхождении,  о прошлых жилищах, о бывших войнах и о прочем, некоторые хотя не ясное  и с баснословием  обстоят  соединенное известие, но тщетно.   На таковые вопросы  они ни малого  ответа дать не умеют, а извиняются своею простотою, которая  им о таких делах  размышлять не позволяет. Все то, что я к приращению Истории и Географии  по сказанию их собрать мог, состоит  токмо в малом числе  названий  народов, городов и рек, на разных языках сих народов. Потребного произведения  и причине оным званиям,  довольно рассуждений о изобретении новых, или к подтверждению истории истины древних времен,  не всегда выведать мне можно было.

Стралемберг пишет еще о вотяках, что они себя называют Арр, а землю свою Арима, и потому рассуждает, что у Плиния упоминается народ Арамеи есть тож, что и вотяки. Но я сего подтвердить не могу, ибо Вотяки, в которых местах я был, не называют себя Арр, но именуются Уд-Мурт. Слово Уд по-черемисски именуется Ода и есть имя собственное, а Мурт имя нарицательное, потому Русскими называются они на своем языке Дюч-Мурт. Сверх же того земля не называется по их Ма, а как у Стралемберга на разных языках в его словаре объявляется, но Мурзем; а у татар уведомился я, что они вотяков Ар называют.

 

Из татарского слова Идель или Адель Чуваши сделали Адаль и Волгу, по обыкновению живущих по Каме вотяков называют Асли-Адам, т.е. Большою Рекой, а напротив того Каму Шорог-Адаль, то есть Белою; и сие последнее название взято от того, что вода в Каме светлее, нежели в Волге. Повыше устья речки Казанки, при которой город Казань стоит, в 40 верстах с западной стороны впала в Волгу небольшая речка, которую чуваши по вышеоказанной же причине Шорог-Шу, то есть Белой Речкою называют; по-русски именуется она Беловотскою речкою, по которой также большое село, стоящее при устье оной речки на самом высоком яру того берега по реке Волге, с построенными многими дворами в низ по оной же реке, называется Беловолжским селом.

 

Миллер Г.Ф. Из «Описания языческих народов, в Казанской губернии обитающих», Г. Ф. Миллера (Спб. 1791 г.). - 1896.

 

 

Категория: Удмурты | Добавил: Дмитрий (18.10.2019)
Просмотров: 425 | Теги: Из «Описания языческих народов, Миллер Г.Ф об удмуртах, быт и обычаи удмуртов в описании Ми, Г. Ф. Миллера, в Казанской губернии обитающих» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar