Удмуртские поверья

Поломская волость  Глазовского уезда. Часто приходится слышать от крестьян, что в 1912 году  будут  большие  перемены. Одни говорили, что будет  прирезка земли, другие  – будет война, третьи ждут  забастовок как в 1906 году. Эти слухи проникли  и в нашу вотскую сторону. Но здесь, среди вотяков, слухи изменились   и  превратились  в какой-то суеверный  вздор. С осени  1911 г. пошла молва среди вотяков, что после нового года  наступит солнечное затмение, которое продолжится  40 дней; в это время  не будет гореть огонь, а потому надо заранее заготовить хлеб на 40 дней. Но вот прошел январь, а затмения  нет. Теперь уж поговаривают, что оно уже будет великим  постом, а некоторые говорят  – на Пасхе. Темен еще народ, а особенно наши вотяки.

 

Вятская речь - 1911 г. № 35 от 15 февраля

 

 

Двое  молодых парня-вотяка на святках поспорили между собою о том, где опасно провести ночь: на кладбище ли или в нежилой покинутой избе ? И решили идти в то место, которое казалось каждому  из них наиболее безопасным.  Один пошел на кладбище, закутался там крепко в шубу и лег было спать, но перед  полуночью услышал, как вокруг него стал кто-то ходить, ездить и  плясать. Однако он никого не видал, а потому не особенно и испугался; но дождался  на кладбище пения петуха, после которого все затихло и ничего не стало слышно. Тогда он встал и пошел к тому нежилому дому, куда ушел ночевать его товарищ. Подойдя к избе, он стал кликать того товарища по имени, прося, чтобы тот к нему вышел. Вдруг он услышал ответ чьих-то нескольких чужих, страшных голосов: «Погоди немножко! Мы еще не успели размотать кишки твоего товарища!» Услышав это, парень понял, что ему ответили «Вожо» и, едва, не потеряв сам сознание, опрометью кинулся от избы и бегом убежал домой, а другой  парень так и погиб.

 

Записано  в Люмскй  волости Сарапульского уезда в 1889 г.

 

 

Поверья о болезнях

 

 

Известный всему миру невропотолог, психиатр, психолог и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев в своей первой научной публикации, увидев свет в журнале «Вестник Европы» (книги 8 и 9 за 1880 год), «Вотяки, их история и современное состояние. Бытовые и этнографические очерки» описывает быт и верования удмуртов, их представления о здоровье и болезни, приводит методы лечения и профилактики. Он, в частности, пишет, что вотяки причиной болезни чаще всего считают злого духа Керемета.

 В случае болезни вотяка приглашается туно (знахарь – авт.), и его спрашивают: «Чего хочет Керемет?». Туно назначает жертву, которая должна быть принесена злому духу. Но, как правило, эта жертва – черный конь, бык, овца и т.п. – приносится не сразу. Сначала вотяк делает «заклад» или «посул» Керемету – берет несколько медных монет и завертывает их в грязную тряпку со словами: «На эти деньги, Керемет, куплю я тебе лошадь, а ты дай больному жить».  Затем берут несколько серебряных монет и кладут в ту же тряпку со словами: «Серебром украшу гриву твоего коня».  Наконец, в тряпку сыплют муку и приговаривают: «Напечем тебе хлеба, только дай больному здоровье». Эта тряпочка с закладом вешается где-нибудь к потолку или под крышей чума. Бехтерев пишет, что «таких посулов накапливается в ином дому до десятка и более».

И только если болезнь не проходит, вотяки приносят жертву – коня, барана, быка… Делают это на луде (в специальном месте, чаще в роще, где молятся Керемету).

 Но вотяки очень часто пытались обмануть Керемета – вместо коня давали ему барана или поросенка, вместо барана – зайца, вместо гуся – какую-нибудь мелкую птичку. В этом случае вотяки кололи жертвенное животное не на луде, а дома, «иначе Керемет узнает по крику, что ему вместо коня дают свинью, и еще больше разгневается».

Бехтерев пишет, что все болезни вотяки считают наваждением злого духа и «мало того, самую болезнь они олицетворяют».

 Если в доме есть больной, то вотяк «никогда не заколет ни одного из домашних животных или птиц из боязни, чтобы болезнь не усилилась за кровь животного».  Для умилостивления болезней выставляют за окно  различные явства, пресытившись которыми болезнь должна, по их понятиям, оставить больного. Если болезнь очень тяжелая, то под изголовье или у порога избы кладут нож, топор или косу. Во время эпидемии вотяки устанавливали вокруг деревни шесты, расщепленные вверху натрое, и на них клали «разную домашнюю стряпню, завернутую в лоскут холста».

 Смерть, по представлениям вотяков, «не есть дело неестественной необходимости, а признается делом Шайтана». После смерти члена семьи вотяки не прикасаются ни к одной из его вещей, а бросают их в лес или в могилу.

 Вятские вотяки также верили, что болезни могут насылать злые демоны Кутысь и Чер. Кутысь, обитатель болотистых полян, наводит ужас, необъяснимый страх, «коросты», простуды. Чер, кроме того, может еще навредить и домашним животным.

Категория: Удмурты | Добавил: Дмитрий (20.10.2019)
Просмотров: 562 | Теги: удмуртские поверья, Удмуртские легенды, легенды о вожо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar